День Святой Троицы. Пятидесятница
Значение праздника
На пятидесятый день по Воскресении Христа все двенадцать апостолов вместе с Божией Матерью и другими учениками Христа были в Иерусалиме. Они собрались для молитвы в ожидании исполнения обещания Спасителя о ниспослании им Святого Духа. В третий час дня (по-современному – в девятом часу утра) в горнице, где они находились, с шумом ветра появилось пламя, разделившееся на огненные языки, почившие над каждым апостолом, избранным Господом для проповеди Евангелия (Апостол –значит посланник). Обетование Спасителя исполнилось, и Дух Святой дал апостолам способности, силу и дар свидетельства о Воскресшем Христе на языках других народов.
День сошествия Святого Духа на апостолов празднуется как день рождения Церкви.
Церковь в Святом Писании именуется Телом Христовым (Еф. 1, 23), ведь иначе невозможно выразить ту степень близости ко Христу и родства с Ним, которых достигают христиане, принимающие в Таинстве Причащения Тело и Кровь Христовы.
Церковная жизнь — это непрестанный процесс уподобления Богу, раскрытия в себе качеств, присущих Богу — смирения, кротости и любви. Это достигается с помощью благодати Святого Духа, которая была утрачена в результате грехопадения. Эта благодать живет в Церкви и сообщается людям посредством Святых Таинств.
Именно в сошествии Святого Духа Церкви была открыта полнота учения о Триедином Боге – Отце, Сыне и Святом Духе. Вот почему праздник Пятидесятницы именуют днем Святой Троицы.
История празднования
Пятидесятница праздновалась с апостольских времен. В «Апостольских постановлениях» говорится: «спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого Дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником». С III-IV вв. встречается упоминание о Пятидесятнице как о периоде после Пасхи и как об особом празднике.
На праздник Святой Троицы в знак обновления жизни благодатью Духа Святого храмы украшаются зелеными ветвями, травой и цветами, а священнослужители облачаются в зеленые богослужебные одежды. Этот обычай связан с обрядами ветхозаветной Пятидесятницы, – принесением Богу зеленеющих начатков жатвы.
Первый понедельник после Св. Троицы именуется Днем Святого Духа. Он является продолжением праздника и посвящен особому чествованию Третьего Лица Святой Троицы – Святого Духа.
Из Деяний святых апостолов (2:1-21)
1При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. |
И егда скончавашася дние Пятьдесятницы, беша вси апостоли единодушно вкупе. |
2И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. |
И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще. |
3И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. |
И явишася им разделени языцы яко огненни, седе же на единем коемждо их. |
4И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. |
И исполнишася вси Духа Свята и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати. |
5В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. |
Бяху же во Иерусалиме живущии Иудее, мужие благоговейнии, от всего языка, иже под небесем. |
6Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. |
Бывшу же гласу сему, снидеся народ и смятеся, яко слышаху един кийждо их своим языкомъ глаголющих их. |
7И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? |
Дивляхуся же вси и чудяхуся, глаголюще другъ ко другу: не се ли, вси сии суть глаголющии Галилеане? |
8Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. |
И како мы слышим кийждо свой язык наш, в немже родихомся. |
9Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, |
Парфяне и Мидяне и Еламите, и живущии в Месопотамии, во Иудеи же и Каппадокии, в Понте и во Асии, |
10Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, |
во Фригии же и Памфилии, во Египте и странах Ливии, яже при Киринии, и приходящии римляне, иудее же и пришелцы, |
11критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? |
критяне и аравляне, слышим глаголющих ихъ нашими языки величия Божия? |
12И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? |
Ужасахуся же вси и недоумевахуся, другъ ко другу глаголюще: что убо хощет сие быти? |
13А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. |
Инии же ругающеся глаголаху, яко виномъ исполнени суть. |
14Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: |
Став же Петр со единонадесятьми, воздвиже глас свой и рече им: мужие иудейстии и живущии во Иерусалиме вси, сие вам разумно да будет, и внушите глаголы моя: |
15они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; |
не бо, якоже вы непщуете, сии пияни суть, есть бо час третий дне: |
16но это есть предреченное пророком Иоилем. |
но сие есть реченное пророком Иоилем. |
17И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. |
И будет в последния дни, глаголет Господь, излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваша, и юноши ваши видения узрят, и старцы ваши сония видят. |
18И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. |
Ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа моего, и прорекут. |
19И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. |
И дам чудеса на небеси горе и знамения на земли низу, кровь и огнь и курение дыма. |
20Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. |
Солнце преложится во тму, и луна в кровь, прежде даже не приити дню Господню великому и просвещенному: |
21И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. |
И будет, всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется. |
Из Евангелия от Иоанна (7:37-52)
37В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. |
В последний же день великий праздника стояше Иисус, и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. |
38Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. |
Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. |
39Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. |
Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии во имя Его: не у бо бе Духъ Cвятый, яко Иисус не у бе прославлен. |
40Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. |
Мнози же от народа слышавше слово, глаголаху: Cей есть воистинну пророк. |
41Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? |
Друзии глаголаху: сей есть Христос. Овии же глаголаху: еда от Галилеи Христос приходитъ? |
42Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? |
Не писание ли рече, яко от семене Давидова и от Вифлеемския веси, идеже бе Давид, Христосъ приидетъ? |
43Итак произошла о Нем распря в народе. |
Распря убо бысть в народе Его ради. |
44Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. |
Нецыи же от них хотяху яти Его: но никтоже возложи Нань руце. |
45Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? |
Приидоша же слуги ко архиереом и фарисеом: и реша им тии: почто не приведосте Его? |
46Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. |
Отвещаша слуги: николиже тако есть глаголалъ человек, яко Сей Человек. |
47Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? |
Отвещаша убо им фарисее: еда и вы прельщени бысте? |
48Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? |
Еда кто от князь верова в Онь, или от фарисей? |
49Но этот народ невежда в законе, проклят он. |
но народ сей, иже не весть закона, прокляти суть. |
50Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: |
Глагола Никодим к ним, иже пришедый къ нему нощию, един сый от них: |
51судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? |
еда закон наш судит человеку, аще не слышит от него прежде и разумеет, что творитъ? |
52На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. |
отвещаша и рекоша ему: еда и ты от Галилеи еси? испытай и виждь, яко пророкъ от Галилеи не приходит. |
Тропарь, глас 8
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе!
Кондак, глас 8
Егда снизшед, языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва. И согласно славим Всесвятаго Духа.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.
|