Главная » Статьи » ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ » Рождество Пресвятой Богородицы

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Рождество Пресвятой Богородицы


 

История празднования

В Византийской империи и в Московской Руси начало календарного года отмечали с приходом осени: в это время заканчивался сбор урожая, и собирались подати. Согласно решению I Вселенского Собора, церковный год также начинается с 14 (1 по старому стилю) сентября.

Символично, что первым в годовом круге церковных праздников является Рождество Богородицы. Среди двунадесятых праздников событие Рождения Девы Марии является самым ранним по времени и по порядку.

Праздник Рождества Богородицы вначале праздновался на христианском Востоке, а затем распространился и на Западе. Большое количество посвященных празднику храмов на Руси связано с победоносной битвой войска благоверного князя Димитрия Донского на Куликовом поле, состоявшейся в день этого праздника – 8 (21 — по новому стилю) сентября.

 

Значение праздника

Рождение Пресвятой Богородицы предсказывалось ветхозаветными пророками и было отмечено рядом чудесных событий, поскольку Божией Матери была отведена важнейшая роль в деле спасения человечества.

Священное Предание доносит до нас описание жизни благочестивой иудейской супружеской пары — святых праведных Иоакима и Анны, у которых до преклонных лет не было детей. Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что от его потомства произойдет Спаситель Мессия. Бесплодие в то время считалось знаком наказания Божия, и потому Иоакиму и Анне приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников. Однажды, когда, согласно Закону Моисееву, Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил его дары. Со стыдом и печалью Иоаким ушел в горы и молился. Слезно молилась и Анна. В ответ на их молитву им было откровение о рождении у них дочери, Которая будет самой прославленной и возвеличенной Богом. Обрадованные супруги в знак благодарности дали обещание посвятить дитя Богу. Вскоре у них родилась дочь, и назвали Ее Марией, что в переводе с еврейского означает «госпожа».

Значение этого праздника состоит в рождении Преблагословенной Девы Марии, через Которую в мир пришел Христос Спаситель.

Из Послания святого апостола Павла к Филиппийцам (2:5-11)

5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе:
6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; иже, во образе Божии сый, не восхищениемъ непщева быти равен Богу:
7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; но Себе умалил [истощилъ], зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образомъ обретеся якоже человек:
8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя.
9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, Темже и Бог его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене,
10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних
11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. и всяк язык исповесть, яко Господь Иисусъ Христос в славу Бога Отца.

 

Из Евангелия от Луки (1:39-49, 56)

39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, Воставши же Мариамь во дни тыя, иде в горняя со тщанием, во град Иудов
40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет
41Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Cвята Елисавет,
42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! и возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего!
43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?
44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем.
45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И блаженна Веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа.
46И сказала Мария: величит душа Моя Господа, И рече Мариамь: величит душа моя Господа,
47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, и возрадовася дух Мой о бозе спасе Моем:
48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; яко призре на смирение рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди:
49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его.
56Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. Пребысть же Мариамь с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой.

 

Тропарь, глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

 

Кондак, глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

 

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Категория: Рождество Пресвятой Богородицы | Добавил: друзья (23.05.2015)
Просмотров: 636 | Теги: двунадесятые, Рождество Пресвятой Богородицы, праздники
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map