Главная » Статьи » СТРАНИЧКА СТРАННИКА » Иерусалим

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Святая Земля и православное паломничество

 

Корни христианской веры возникли в I веке наш ей эры на Святой Земле – в Израиле. Почти вся жизнь Иисуса, описанная в Евангелии, происходит на территории Святой Земли. Благовещение и непорочное зачатие – в Назарете (на севере Израиля, в Галилее), рождение Иисуса – в Вифлееме, поиски истины, кооптация учеников, совершение чудес, излечение больных – в Галилее, Самарии и Иудее, крещение – на реке Иордан, искушение дьяволом – в Иудейской пустыне, арест, распятие и вознесение – в Иерусалиме.
 
С самого начала христианская традиция рассказывала о событиях, произошедших на этой земле. С момента, когда Римская империя приняла Христианскую веру, IV век нашей эры, верующие хлынули на Святую Землю. Христиане всего мира мечтали попасть в Израиль, чтобы увидеть Землю Иисуса, где он родился, проповедовал и совершал чудеса, где был распят, победил смерть и вознесся, посетить места событий, о которых рассказывают Ветхий и Новый Завет. Эти поездки на Святую Землю, получили название "паломничество" .
 
Официально родоначальницей паломничества на Святую Землю считают св. Елену, императрицу Константинопольскую, мать императора Константина Великого, который сделал христианство государственной религией Римской Империи. Императрица Елена посетила Израиль в 326 году. Об Израиле как древнейшем объекте христианского паломничества говорят и первые европейские путеводители по святым местам — итинерарии, или "дорожники". Самые древние из дошедших до нас путеводителей посвящены описанию именно Святой Земли: это "Бордоский путешественник" 333 года (имя паломника не сохранилось, и его именуют по названию его родного города), описывающий путешествие неизвестного паломника из Бордо по Иерусалиму, а также "Хождения Игерии" конца IV века, описывающие путешествие испанской паломницы по Святой Земле. 
 
 Игерия, возможно, была галльской монахиней или зажиточной женщиной, которая совершила паломничество в Святую Землю в 381—384 годах. Она оставила подробный рассказ о своем путешествии в длином письме домой — "Itinerarium Egeriae", фрагменты которого сохранились до наших дней. Это произведение, судя по всему, является древнейшим известным образцом этого прозаического жанра, написанным женщиной. Паломничество было совершено после времени правления Константина Великого, поскольку построенные по его приказу здания в Иерусалиме описываются с большой точностью. Три года она прожила в Израиле, в Иерусалиме, откуда совершала поездки по различным Библейским местам. Игерия описывает жизнь и быт монахов, многие святые места и достопримечательности, которые ей довелось увидеть во время своего путешествия.
 
Паломничество православных русских христиан на Святую Землю началось с принятия в 988 году христианства на Руси. Исторические свидетельства о нем относятся к XI веку: правнучка святого равноапостольного великого князя Владимира преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая, умирает в Святом Граде; игумен Даниил, прибывший в 1106 году в Иерусалим с духовно-просветительской миссией, официально считается первым русским паломником на Святой Земле.
 
Игумен Даниил оставил описание своего путешествия, знаменитое "Хожение", ставшее не только древнейшим русским описанием паломничества на Святую Землю, но и одним из наиболее ярких произведений древнерусской литературы в целом. Уже в первых строках "Хожения" Даниил заявляет о себе как о представителе всей Руси. Так, он добивается разрешения на исключительную привилегию – в Великую субботу поставить на Гробе Господнем лампаду, причем не от себя лично, не от имени правящего князя или митрополита, но от всей Русской земли. "Хожение" игумена Даниила, очень популярное на Руси (сохранилось более 150 его копий) и ставшее образцом для всех последующих русских произведений жанра "хождений", между тем практически не содержит никаких сведений о личности своего создателя, безусловно незаурядной и колоритной. Ныне большинство исследователей придерживаются мнения, что хождение относится к периоду между 1106 и 1108 годами.
 
До появления российских представительств на Святой Земле в XIX веке, паломничество к святым местам было делом не только трудным, но и опасным. Прежде всего, человек, решивший отправиться в столь дальнее путешествие, должен был получить "заграничный паспорт". Паломнику собирали деньги и все необходимое для путешествия. Нередко он брал с собой подарок, который покупали на средства всей округи. Когда все приготовления были окончены, богомолец отправлялся в путь. 
 
Русские паломники, готовые на любые лишения и жертвы, только ради того, чтобы помолиться у христианских святынь, вызывали уважение и восхищение. Когда же после всех трудностей нелегкий путь был окончен, перед русскими паломниками вставала новая задача - найти себе пристанище. И на пути в Святую Землю, и в Иерусалиме богомольцы были предоставлены самим себе, и создание более или мене благоприятных для себя условий жизни зависело исключительно от их находчивости.
 
Положение богомольцев начинает изменяться в лучшую сторону после открытия Русской Духовной Миссии в 1847 году, которая приняла на себя, совместно с Иерусалимским Патриархатом, попечение о русских паломниках. После окончания Крымской войны российское правительство берется за решение проблем по созданию нормальных условий жизни и быта русских богомольцев на Святой Земле. В 1860 году в Иерусалиме началось строительство Русского подворья. Обширная территория к северу от стен Старого города стала застраиваться зданиями для приема русских паломников. Там были построены странноприимные дома для паломников, больница, здание Русской Духовной Миссии и здание российского консульства.  В центре "Нового Иерусалима", так подворье называли русские паломники, было начато строительство соборного храма Святой Троицы, который был торжественно освящен в 1872 году. 
 
Организация паломничества православных христиан из России к святым местам и обустройство их быта стала одной из основных задач Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Восьмым параграфом своего устава Общество ставило перед собой следующую цель: "Оказывать пособие православным паломникам при посещении ими святых мест Востока, устройством для них странноприимных домов, больниц, особых паломнических караванов, удешевлением путевых расходов".  В 1890 году закончилась постройка Сергиевского подворья, построенного на средства ИППО и лично князя Сергея Александровича Романова, который был его председателем. Подворье стало местом приема дворян паломников, где они могли разместиться в комнатах "первого и второго класса".
 
После революции 1917 года в России паломничество, как вид религиозной деятельности, было запрещено. Однако с середины XX столетия немногочисленные паломнические группы, официальные делегации Русской Православной Церкви стали совершать поездки на Святую Землю. Русское православное паломничество начало постепенно возрождаться в 1991 году, когда граждане Российской Федерации получили возможность беспрепятственно выезжать за границу. В тот период у верующих сразу же возросло стремление посетить места, запечатленные в Священном Писании, прикоснуться к святыням.
 
Но никогда еще паломничество в Святую Землю – Израиль – не было столь легким и удобным! Десятки авиарейсов из различных стран, в том числе, несколько из России и Украины ежедневно приземляются в международном аэропорту Израиля имени Бен-Гуриона. Сотни гостиниц на любой вкус и кошелек построены по всей стране. Работают сотни высококвалифицированных 
лицензированных русскоязычных гидов, готовых показать паломнику все важнейшие святыни и рассказать о происходивших там событиях.

 
Современный паломник может креститься подобно Иисусу в водах святой реки Иордан, совершить таинство бракосочетания в Святом городе Иерусалиме, поклониться Гробу Господню, увидеть пейзажи и ландшафты, которые видели и по которым ходили святые апостолы... В 2008 году был отменен визовый режим с Россией. Таким образом, паломник может посетить Израиль, не заказывая визу. Цифры говорят сами за себя: в 2009 году Израиль посетили свыше 520,000 туристов из стран СНГ, а в 2010 году - свыше 690,000 туристов. 

 

 

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня в Иерусалиме является важнейшей христианской святыней в мире, в том числе, и в православной традиции. На его территории находятся самые важные святыни: место Распятия, гора Голгофа, Камень Помазания, место погребения Иисуса и многие другие важнейшие христианские святые места.
 
По преданию, императрица Елена, мать императора Константина, повелела начать раскопки на Святой Земле в 326 году, в ходе которых в полузасыпанном рву были обнуржены фрагменты нескольких деревянных крестов. Императрица объявила, что один из них и есть тот самый, на котором был распят Иисус.  В 
соответствии с решениями Вселенского Никейского Собора 324 года здесь была сооружена первая церковь (названная храмом Анастасис или Воскресения Господня), строительство которой шло с 326 по 335 год. Ворота этого древнего Византийского храма сохранились внутри помещения Александровского подворья - единственного в Старом городе Иерусалима русского владения. В Средневековье Храм несколько раз разрушался и перестраивался. В 1149 году крестоносцы построили на этом месте новую церковь. Облик постройки крестоносцев сохранился и до наших дней.

Ежегодно в Великую субботу, накануне православной Пасхи, в храме проходит знаменитая церемония схождения Благодатного Огня. Вынос Святого Света символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Иисуса Христа. Служба транслируется в прямом эфире из Иерусалима во многих странах мира, в том числе и в России.

 

Храмы и другие Святые места

Крестный Путь (Виа Долороза – от лат.) ​


Виа Долороза, или Путь Скорби, Крестный Путь Иисуса, это путь, начинающийся с места, на котором Иисус был приговорен к казни, и продолжающийся до места распятия, захоронения и воскрешения. Начинается он у крепости Антония (иначе – Преториум), во дворе которой, согласно традиции, происходил суд. Путь проходит по улицам Старого Города Иерусалима, в Мусульманском и Христианском кварталах.
 
В католической традиции, вся Виа Долороза разбита на 14 остановок (станций). Идентификация этого пути проводилась в XVI веке францисканскими монахами. Православные паломники проходят путь от начала до конца, а деление на остановки почитается только католиками.
 
Маршрут Крестного пути начинается от школы Аль-Омарийа, от места где когда-то стояла римская крепость Антония, и ведет на запад по Старому Иерусалиму до Храма Гроба Господня. Первая остановка - это место суда Иисуса, где Римский прокуратор Понтий Пилат приговорил Его к смертной казни (Лк. 23: 1-25). Вторая - Католическая Церковь Флагелляция, здесь Иисус берет крест на свои плечи и начинает путь на Голгофу (Мк. 15:16-20). Недалеко от второй остановки находится Православная Святыня - темница Иисуса. Третья остановка Крестного Пути отмечает место, где Иисус в первый раз упал под тяжестью креста. Четвертая остановка находится в следующем здании, отмечая место встречи Иисуса с Его матерью. Пятая остановка посвящена Симеону Кириенскому, которого римские солдаты заставили помочь Иисусу нести крест (Лк. 23: 26). Шестая остановка посвящена св. Веронике, отершей пот с лица Иисуса. Седьмая остановка отмечает место, где Иисус упал во второй раз. Восьмая остановка – здесь было произнесено обращение к дочерям иерусалимским (Лк. 23: 27-30). Девятая остановка – Иисус падает третий раз.  Отсюда можно спуститься прямо во двор Храма Гроба Господня, на территории которого находятся последние 5 остановок Крестного пути.
 

Горница Тайной Вечери


Горница Тайной Вечери (Иерусалим) – место, где по преданию происходил пасхальный ужин Иисуса и его учеников в ночь перед арестом. В горнице провел Иисус пасхальную трапезу, которая стала рождением церемонии Евхаристии (Мк. 14:12-26). По традиции считается, что именно отсюда Иисус отправился на Масличную гору в Гефсиманский сад. В горнице апостолы пребывали и в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-12).
 
В Византийский период на Сионской горе появляется большая церковь, получившая название Агиа Сион, то есть, Святой Сион. Церковь эта была посвящена четырем событиям: захоронению здесь царя Давида, Тайной Вечере, крику петуха – именно на Тайной Вечере было предсказано, что один из учеников Иисуса (им оказался Петр) трижды отречется от своего учителя, когда прокричит петух. Четвертое событие, которому была посвящена византийская церковь, – Успение Марии. Византийская церковь была разрушена при захвате Иерусалима персами в 614 году и в период крестовых походов здесь возникает новая церковь, отстроенная рыцарями. Именно к  постройке XII - XIII века и относится нынешнее здание, на втором этаже которого находится Горница Тайной Вечери. После изгнания крестоносцев из Иерусалима арабами здание было переделано в мечеть, и в самой комнате появились боковые лестницы, купол и михраб, указывающий мусульманам направление молитвы на Мекку. Главные персонажи Нового Завета - Иисус и Петр - считаются пророками в исламе и почитаются мусульманами.
 

Гефсиманский сад​


На западном склоне Масличной горы в Иерусалиме стоит современная церковь Всех Наций, обозначающая место, где произошел арест Иисуса – Гефсиманский Сад. Также там была произнесена знаменитая молитва Иисуса "Да минует меня чаша сия" (Лк. 22:39-45). В саду церкви сохранилось несколько очень старых олив, возможно, прямых потомков тех, что росли здесь в I веке. Название этого сада произошло от еврейского названия Гат Шманим, что в переводе означает "масличный пресс". В самом деле, в этих местах найдено множество масличных прессов эпохи Второго Храма, частично выставленных в саду. В те времена здесь была сельскохозяйственная зона, где шло производство масла, причем не только пищевого и масла для светильников, но и масла для храмовых служб, так называемого елея.
 
Первая византийская базилика была построена в V веке и разрушена персами в 614 году. Нынешняя церковь построена в 1919-1924 годах архитектором Антонио Барлуцци.
 

Церковь Марии Магдалины


Выше Гефсиманкого сада находится русская православная церковь Марии Магдалины, выполненная в московском стиле. Она была построена по указу царя Александра III в 1885-1888 годах в память о его матери Марии Александровне на личные средства императора и освящена в 1888 году, в год девятисотлетия Крещения Руси. В оформлении церкви принял участие известный русский художник Сергей Иванов, чье живописное панно "Святая Мария Магдалина перед императором Тиберием" украшает восточную стену храма. В церкви находится гробница княгини Елизаветы Федоровны, присутствовавшей на открытии церкви и убитой в 1918 году. Елизавета Федоровна признана святой Русской Православной Церкви.
 

Церковь Вознесения


Русский монастырь и русская церковь Вознесения в Иерусалиме находятся на самой вершине Масличной горы, рядом с местом, с которого, согласно традиции, Иисус вознесся на небо (Деян. 1:9-11). Само место вознесения рядом с монастырем сегодня принадлежит мусульманам, там находится мечеть, христианами называемая Капелла Вознесения (или Стопочка, как ее называют русские паломники), открытая для посещения. Церковь Вознесения построена на территории, приобретенной Россией в 1860 году начальником Русской Духовной Миссии, архимандритом Антонином Капустиным. Нынешняя церковь была освящена в 1886 году, над ней высится 64-метровая колокольня. Огромный колокол был перенесен сюда русскими женщинами из Яффо. С 1907 года церковь передана женскому монастырю.
 
Сама церковь богато расписана сестрами монастыря. Темы росписи представляют, в основном, материнство Марии. В южном углу находится камень, который отмечает место, где стояла Мария во время вознесения ее Сына. К востоку от главной церкви находится меньшая по размеру церковь. Она посвящена Иоанну Крестителю. Наиболее интересная ее достопримечательность – богатая мозаика, которая размещалась в более древней конструкции, относящейся к V-VI векам.
 

Монастырь Святого Креста


Монастырь Святого Креста в Иерусалиме воздвигнут на месте, где, по христианской легенде, росло дерево, из которого был сделан крест, на котором распяли Иисуса. Дерево, гласит легенда, было посажено Лотом после разрушения Содома. Существует ряд апокрифов, в которых упоминается это деревом. По одному из них, Лот – в другом варианте Авраам – посадил в одну лунку сразу три вида дерева: кедр, сосну и оливу, которые переплелись в один мощный ствол. История рассказывает, что Лот поливал саженец в течении 40 лет, возя воду из Иордана. Дерево, по легенде, было срублено царем Соломоном для строительства Храма, однако, не сгодившись для него, было оставлено на земле. Согласно другому апокрифу, дерево или ствол неустанно охраняли разбойники, сменяя друг друга, поскольку существовало предсказание, что тот, кто умрет (имеется ввиду, будет распят) рядом с этим деревом, удостоится попасть в царствие небесное. Серебряный круг очерчивает то место, где росло это дерево.
 
Монастырь был основан грузинским царем Багратом в 1040 году. Нынешнее здание построено Георгием II и грузинами-иверийцами в XIII веке. Согласно преданиям, здесь жил и был похоронен великий поэт и художник Грузии, монах, Шота Руставели, автор эпической поэмы "Витязь в тигровой шкуре".
 

Горный Монастырь и Эйн Карем


Главный вход в Горненский женский монастырь русской духовной миссии московской патриархии в Иерусалим открыт с территории медицинского центра Хадасса. Основан он был по высочайшему повелению архимандрита Антонина Капустина в 1871 г.  С 1882 года монастырь занимается приемом русских паломников, а также выращиванием винограда и разведением кур. Перестройка и реконструкция зданий монастыря была прервана в 1917 году в связи с начавшейся в России революцией. Она была продолжена и закончена лишь в последние годы. Находится монастырь на территории древнего поселка Эйн Карем.
 
С Эйн Карем связываются два важных события христианской традиции: встреча беременной Марии и беременной Елизаветы (Лк. 1:39-45), матери Иоанна Крестителя, а также рождение Иоанна Крестителя (Лк. 1:57-62). В Эйн Карем находится источник, из которого, согласно традиции, Мария утолила жажду. Поселок находится в живописном уголке, где можно отдохнуть после долгого дня в Иерусалиме и полюбоваться закатом на зеленеющих горах Иудеи.
 

Могила и Церковь Лазаря


Здание церкви построено Антонио Барлуцци из мягкого камня, легко впитывающего влагу. За счет этого снаружи создается своеобразный эффект легкости строения, его парения, а внутри наоборот, сырость и полумрак, как будто бы соответствующий атмосфере могильного склепа. Это сделано специально, чтобы подчеркнуть посвящение церкви восставшему из гроба Лазарю. Первая, упоминаемая Евангелиями история, произошедшая в этой деревне, связана с пребыванием Иисуса в доме Марии и Марфы. Когда Иисус был принят в качестве гостя в их доме, Марфа бросилась хлопотать по хозяйству, подносить путнику воду, а Мария уселась у его ног и стала слушать речи пророка. Марфа упрекнула сестру в том, что та не хочет ей помочь обслужить гостя, на что Иисус ответил: "Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее" (Лк. 10:38-42). Эти слова выложены на латыни на мозаике, украшающей левую апсиду напротив входа. Сама же мозаика изображает описанную в этих строках сцену. Апсида и ее алтарь посвящены Марии. Противоположный алтарь и апсида посвящены Марфе. На центральной апсиде изображена история воскрешения Лазаря.
 

Каранталь


Монастырь Каранталь находится на восточных склонах гор несколько севернее Иерихона на высоте 380 метров и принадлежит греко-православной церкви, хотя и был перестроен на русские деньги в 1875 - 1905 годах. Монастырь, внутренние помещения которого вырублены в скале, основан в IV веке св. Харитоном, как и дочерний монастырь Дука, находившегося еще немного севернее. "Карант" переводится как "сорок". Название дано в связи с тем, что, по византийской традиции, это место является местом 40-дневного искушения Иисуса в пустыне (Лк. 4:1-13). В греческой традиции название монастыря звучит как Сарантарион, в русской – Сарандарская обитель. В пещере, где, по преданию, укрывался Иисус во время своего поста, устроена небольшая скромная часовня.
 
История искушения Иисуса в пустыне имеет огромное значение для христианской, и, в частности, православной традиции, поскольку дает основания для появления и существования института монашества и отшельничества. Аскеза Иисуса является примером для аскезы христиан, его отказ от благ мира и очищение души путем очищения тела – образ поведения православного схимника.
 
Монастырь был разрушен персами в 614 году, после чего были предприняты несколько попыток его восстановления. В XII веке крестоносцы построили здесь сторожевую башню, а позднее монастырь был реконструирован Российской империей, считавшей себя преемницей Византии.  В Каранталь сегодня можно подняться на фуникулере.
Святыня находится на территории Палестинкой автономии.
 

Фаранская Лавра
 
Первая лавра в истории христианства была основана св. Харитоном в 330 году. Здесь, в Иудейской пустыне, по преданию, св. Харитон, бежавший от преследований из родного города Икония в Малой Азии, спасся от разбойников с помощью змеи, отравившей их питье. Харитон основал первые в мире лавры – Фаранскую, Иерихонскую и Суккийскую лавры. Именно здесь св. Харитон воплотил идеи Оригена об очищении души вместе с телом и посредством этого приближения ее к Богу, на примере сорокадневного искушения Иисуса в пустыне, здесь же, неподалеку.
 
Фаранская лавра располагалась на склонах ущелья Прат (оно же вади Кельт) в месте, называемом сегодня Эйн Прат. Эта лавра простояла вплоть до персидского нашествия 614 года, когда была полностью уничтожена, а ее обитатели – безжалостно вырезаны. В отличие от других пустынных лавр, Фаранская была восстановлена лишь в конце XX века монахом-добровольцем из России, взявшем себе имя Харитон. Ныне здесь функционирует небольшой монастырь преподобного Харитона, принадлежащий русской православной церкви за рубежом. Монахи бережно и с любовью относятся к уцелевшим фрагментам древних поселений. Этот новый небольшой монастырь открыт для посетителей только по субботам. Территория вокруг принадлежит сегодня израильскому управлению парков, здесь открыт заповедник, где можно полюбоваться удивительными флорой и фауной оазиса.
 

Иордан – место крещения (Каср Эл-яхуд)


На трехкилометровом участке западного берега реки Иордан, непосредственно перед впадением ее в Мертвое море, сосредоточен ряд церквей и монастырей, посвященных крещению Иисуса Иоанном Крестителем (Мф. 3:13-17). Сегодня - это пограничный район, однако доступ сюда открыт для всех желающих. Сюда приезжают паломники, в особенно большом количестве на православный праздник Крещения, когда здесь проводится соответствующая церемония.
 
Греко-православный монастырь св. Иоанна Крестителя стоит у самой реки Иордан. Согласно христианской традиции, именно здесь колена Израилевы переправились через Иордан. Под монастырем находятся руины византийской церкви V века, разрушенной персами в 614 году и восстановленной в 1128 году византийским императором Мануэлем I. Последняя перестройка производилась здесь в 1954 году. Неподалеку – эфиопский монастырь, построенный в XIX веке, в котором живет всего один монах. Руины церкви эль-Кацаир, по преданию, находятся на том месте, откуда вознесся в небо пророк Илья. Сохранился также заброшенный сирийский маронитский монастырь, построенный в начале нашего века. Западнее и ближе к дороге стоит действующий монастырь св. Герасима.  
 
Многие паломники предпочитают совершить Крещение в северной части реки Иордан, около Галилейского Моря (Озеро Кинерет).  Здесь построен хорошо обустроенный комплекс который обслуживает паломников - Ярденит - где расположенны раздевалки, душевые, ресторан и сувенирный магазин.
 

Могила Георгия Победоносца


Город Лод (Лидда) находится в центральной части приморской равнины, недалеко от Аэропорта имени Бен-Гуриона. В Новом Завете описывается посещение Лидды святым Петром. Георгий Победоносец родился в конце III века нашей эры и воспитывался в городе Лод. Поступив на военную службу в римскую армию он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан в 303 году, он, будучи в Никомедии, предстал перед императором и объявил себя христианином. Его арестовали и стали пытать. Согласно преданию, Георгий принял мученическую смерть и не отрекся от Христа.
 
В византийские времена город был назван Георгиополисом. В Лоде есть церковь, посвященная этому святому. Поздней весной всей христианской общиной здесь отмечается праздник в его честь. В честь Георгия Победоносца крестоносцы называли город Сент Джордж де Лидда. Главная церковь представляет собой перестройку церкви крестоносцев XII века, в крипте которой, по преданию, находится гробница Георгия Победоносца. Георгий Победоносец считается покровителем Москвы.
 

Яффо 


Яффо (Иоппия) - один из древнейших городов в Израиле и в мире, сегодня находящийся на территории Тель-Авива. Библейская традиция утверждает, что при царе Соломоне именно через порт Яффо сплавляли дерево ливанских кедров для строительства Храма (2Пар. 2:15). Отсюда отплыл пророк Иона в тщетной попытке бежать от Всевышнего, когда тот приказал ему отправится пророчествовать в Ниневию (Иона. 1:3). В евангелические времена здесь, в доме Симона-кожевника, апостолу Петру явилось видение. (Деян. 10:9-12). Чудо, произошедшее в доме Симона, – видение св. Петра о скатерти-самобранке, полной запретных для еврея яств, и голосе, приказавшем ему есть, которое Петр истолковал, как необходимость проповедовать среди неевреев. До того момента, по наказу Иисуса, обращать прежде всего требовалось евреев. С этого момента в христианские общины вступают и неевреи, и христианская вера начинает свой путь по миру.
 
В центре старого Яффо стоит католическая церковь св. Петра внушительных размеров. На окраине города находится русская православная церковь св. Петра, посвященная чуду оживления Тавиты. В 1835 году русский монах Константин Нуров объявил, что обнаружил на еврейском кладбище Яффо могилу Тавиты. Новый Завет рассказывает, что праведная Тавита принадлежала к еврейско-христианской общине Яффо (Деян. 9:36-43). Случилось так, что она умерла от тяжелой болезни. В то время недалеко от Яффо проповедовал апостол Петр. К нему были посланы гонцы с просьбой о помощи. Когда апостол пришел в Яффо, Тавита была уже мертва. Петр подошел к одру и сказал: "Тавита, встань!", и она поднялась совершенно здоровой.
 

Назарет
 
Назарет - город в Галилее, на севере Израиля, примерно в полутора часах езды от Тель-Авива. С Назаретом в православной традиции связано несколько событий. Здесь Иисус вошел в синагогу и прочитал из пророка Исайи: "Дух Божий на мне, и Он повелел мне проповедовать вам" (Лк. 4:16-21). Главное событие, случившееся в Назарете, – явление архангела Гавриила Марии со словами "Благословенна ты в женах" и произошедшее в результате непорочное зачатие (Лк. 1:26-38). Первое упоминание о церкви в Назарете относится к 427 году. Современный католический Собор Благовещенья построен по проекту миланского архитектора Джованни Муцио. Сейчас в соборе представлено огромное собрание фресок, картин и скульптурных изображений Марии. Паломники могут спустится к Гроту Благовещения, где Мария и повстречалась с ангелом. На территории собора находится знаменитая церковь св. Иосифа, на том самом месте, где, по преданию, стояла его столярная мастерская. Ее также называют церковью Святого Семейства.
 
Православная традиция считает местом Благовещенья не домик Иосифа и Марии, а источник на окраине города. Сейчас здесь стоит греческая православная церковь св. Гавриила или церковь Источника. Ее иконостас относится к 1750 году. Очень много в эту церковь вкладывало ИППО; сохранились, правда, в не лучшем состоянии, две русские иконы. Есть в ней и надписи на русском языке.
 
 

Кана Галилейская
 
Кана Галилейская, в римские времена еврейский поселок, находится на спуске к северному шоссе из Назарета. Место это связано с первым чудом Иисуса – чудом превращения воды в вино на свадьбе (Ин. 2:1-11). С этого чуда в Кане Галилейской, Иисус начинает свою общественную миссию. Согласно Иоанну, Канна является местом рождения Натанаила Варфоломея (Ин. 21:2). В поселке сейчас есть пять различных церквей. Самая старая православная церковь Первого Чуда была основана здесь в 1885 году греками. Церковь была построена на средства ИППО. На это указывают изображения преподобного Сергия Радонежского и святой праведной Елизаветы на северной и южной дверях в честь покровителей с такими же именами –  почетных Председателей ИППО князя Сергея Александровича и святой мученицы княгини Елизаветы Федоровны. Большинство икон здесь – русской работы. Каменные кувшины, стоящие в ней, считаются подлинными всеми православными конфессиями. В Кане найдено множество руин древнего поселения, в том числе, остатки ранней синагоги, относящейся, видимо ко времени проживания здесь первой еврейской христианской общины. Здесь можно увидеть и остатки надписи на арамейском языке, в том числе, табличку в память о некоем Иосифе, сыне Танхума, построившем алтарь.
 

Гора Тавор
 
Расположенный отдельно от основного горного массива круглый купол горы Тавор находится  на пересечении границ владений трех Библейских колен Израиля: Звулуна, Иссахара и Нафтали, в Галилее, неподалеку от современного города Афула. В Ветхом Завете рассказывается, как во времена израильских судей Варак, сопровождаемый пророчицей Деворой, сошел с 10-ю тысячами воинами с горы Тавор и разбил армию Ханаан (Суд. 4:5-16). Это та гора, куда, согласно христианской традиции, Иисус отправился молиться вместе с Петром, Иоанном и Иаковом – место Преображения. Во время молитвы Он "преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет" (Мф. 17:1-8).  При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом.  

В IV веке на горе была построена первая византийская церковь Преображения. Однако имеется относительно точное описание церкви 570 года, составленное посетившим ее паломником. Базилика имела три башни, посвященные Илье, Моисею и Иисусу. Византийская церковь была разрушена персами в 614 году. Сейчас наверху построены две церкви: базилика Преображения, основанная францисканцами (католиками), и греко-православная церковь св. Ильи. Хорошо видны развалины крепости-монастыря времен крестоносцев, жилые помещения и укрепления. Францисканский паломнический приют и капелла существуют с 1531 года, однако полностью перестроены уже в нашем столетии. Руководил перестройкой архитектор Антонио Барлуцци.
 
В День Преображения, 6 августа, здесь собираются паломники, молятся, поют псалмы, и по преданию, в этот день с горы поднимается облако, которое растворяется в небе. На вершину идет дорога времен Средневековья, по которой может пройти только легковая машина. С горы открывается потрясающий вид на долину Изреель и горы Назарета.

Гора Нагорной Проповеди (Гора Блаженства)


Эта гора имеет различные названия на разных языках: "гора Счастья", "гора Блаженства", "гора Нагорной Проповеди". Здесь, согласно христианской традиции, была произнесена Нагорная проповедь (Мф. 5-7), в которой говорилось: "Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны алчущие правды, блаженны милостивые, вы - соль земли", "не нарушить закон я пришел, но исполнить", "исполняйте законы, любите ближнего", "не заботьтесь о завтрашнем дне", "не судите, да не судимы будете". Гора расположена на прекрасном месте с видом на Галилейское море (озеро Кинерет, или Тивериадское море). Здесь, на берегу Галилейского моря, Иисус избрал и назначил 12 апостолов.
 
Эта территория была выкуплена еще в 1907 году итальянским "Миссионерским обществом". Строительство католической церкви началось в 1937 году под началом знаменитого архитектора Антонио Барлуцци.  Хотя место находится в ведении католиков, многие православные паломники приезжают сюда, чтобы насладиться этим красивейшим Библейским пейзажем.
 
Храм представляет собой ротонду, причем престол находится в самом ее центре. На полу церкви изображены 7 основных добродетелей согласно Нагорной проповеди, их текст написан и наверху, на витражах. Стены изнутри отделаны каррарским мрамором. Во дворе церкви с одной стороны изображены семь частей проповеди "Блаженны..." на пути восхождения человека к Богу, а с другой стороны – апостолы. Этот Храм искусствоведы называют "стихотворением в архитектуре".
 

Храм Умножения Хлебов и Рыб


По-арабски это место называется Табха, на иврите - Эйн Шева, известно также под греческим именем Гептапегон. Это название на всех языках означает "Семь источников". Именно в этом месте произошло несколько важнейших для христианства евангелических событий. Самое известное из них – чудо умножения хлебов и рыб (Мк. 6:34-44). В Новом Завете сказано, что Иисус учил людей возле Галилейского моря. К вечеру проголодавшийся народ решил послать гонцов в ближайшее поселение за едой. Иисус сказал, что ходить не надо, еда есть - 5 хлебов и 2 рыбы. И сказал Симону:"Накорми народ". Тот стал раздавать куски, хватило всем и еще 12 коробов кусков осталось .
 
В 1982 году здесь возникла современная бенедиктинская церковь. На месте современной церкви, были обнаружены остатки красивой мозаики древней византийской церкви, с изображением Рыб и Хлебов.
 
На Галилейском море произошло чудо хождения по воде (Мф. 14:22-34). В этих же краях совершены чудеса успокоения шторма и наполнения сетей. Здесь же Иисус появился в третий раз перед своими учениками после воскрешения (Ин. 21:14-17).
 

Капернаум


Капернаум (на иврите Кфар Нахум) находится в северной части озера Кинерет. Поселок стал центром проповеднической деятельности Иисуса. В Библии сказано что в местной  синагоге, где проповедовал Иисус, произошло изгнание нечистого духа (Лк. 4:31-37). В Капернауме Иисус излечил от горячки тещю Петра (Лк. 4:38-39). За последнее время центральная часть Капернаума полностью раскопана. Здесь сохранилось здание синагоги, одной из самых больших среди всех найденных в Галилее. Ее строительство относится к  концу периода римского правления (III век) или, согласно другой гипотезе, к византийскому периоду (V век).  Возможно, эта синагога была построенна на руинах более древней синагоги. Католическая церковь св. Петра стоит на колоннах, поднятых над археологическими раскопками где, согласно христианской традиции, стоял дом тещи Симона.
 
За территорией раскопок, восточнее руин синагоги, на побережье озера, находится греческий православный монастырь и церковь 12-ти апостолов, также посвященная библейскому Капернауму и назначению 12-ти апостолов на берегу Галилейского моря. Построена церковь была в 1920-х годах на месте где была обнаружена еще одна часть древнего поселка. Здание состоит как бы из кубов и розовых куполов в виде полусфер. Территория монастыря славится царящей здесь спокойной атмосферой с  богатым садом на берегу Галилейского моря, по которому гуляют павлины. Убранство церкви непривычно яркое и радостное.  Многие православные паломники посещают монастырь и наслаждаются здесь неповторимой атмосферой Святой Земли.

 

 

Паломничество Алексия II в Святую Землю

 

Категория: Иерусалим | Добавил: gazeta (02.12.2014)
Просмотров: 1372 | Теги: страничка странника, иерусалим
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map