Главная » Статьи » ТАИНСТВА ЦЕРКВИ » Исповедь |
Четвертая заповедь
Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седмый - суббота Господу Богу твоему
Помни субботний день, чтобы свято хранить его, шесть дней работай и делай в них все свои дела, день седьмой посвяти Господу. И эту заповедь все мы нарушаем, зачастую даже не задумываясь, не сознавая греха, а следовательно, и не каемся Господу! Попробуем сейчас вникнуть в смысл этой заповеди, заглянуть в свою душу, и если грешны, то сознаться и покаяться. Во-первых, эта заповедь предписывает нам шесть дней трудиться честно. Да, мы, кто трудоспособен, трудимся. Но как? Уже накануне понедельника у многих из нас портится настроение: завтра на работу... Вышли на работу,— вместо хотя бы мысленного: «Господи, благослови начать трудовую неделю», мысли: «Ох, скорее бы опять суббота.., ох, скорее бы на пенсию...» Стенаем, охаем, если работы много. Всячески стараемся урвать для безделья, или своих дел, или пустой болтовни с сослуживцами как можно больше времени, за которое получаем зарплату. Работаем не по совести, а только чтобы начальство не увидело нашего нерадения, только бы на выговор не нарваться; и нам не стыдно нисколько в день получки получать деньги за такую работу. Господи! Мы же еще обижаемся, что мало получаем денег, что нас не повышают по службе. А если кто, даже из начальства, сделает нам замечание, что работаем не так, как должно, то тут же обида, до слез, до истерики, до грубости и дерзости тому, кто сделал замечание; и указывание на других, которые, по нашему мнению, еще хуже нас работают.
Господи, прости нас, грешных! А как мы проводим «день седмый», то есть воскресенье и праздничные дни, которые обязаны посвятить Господу? Да мы давно смешали все дни, Господи, мы с головой ушли в житейскую суету. Мы никак не можем оторваться от снедающих наше время и силы забот и домашних работ. Нам все некогда, ни на что не хватает времени, и в особенности на молитву и добрые дела. А не задумывались ли вы, что, потратив, допустим, полчаса утром на прочтение со вниманием и сокрушением сердца утренних молитв, главы из Евангелия и Апостольских Посланий, вы получите духовную зарядку на весь день? И дела будут лучше спориться, в голову придут более удачные решения, найдутся помощники,— только утром об этом надо попросить у Господа. То же и вечером на сон грядущий, те же 20-30 минут молитвы — и Господь силен за несколько часов сна восстановить силы, дать вам бодрость, а потом, кто из нас может поручиться, что, ложась на временный отдых, не заснет вечным сном? Святой Иоанн Дамаскин так и восклицает в одной из молитв, включенных в вечернее правило: «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет!» Господи, прости нас, грешных! Мы так закружились в водовороте дел и забот, что не по мним о смерти. Вырвите свою душу хоть на один день в неделю из этой бешеной гонки дел. Отдайте «день седмый» Господу по заповеди Его! И вы сами убедитесь, насколько упорядочится ваша жизнь. Господь пошлет благословение на ваши труды, на вашу семью, на ваши дома, на всю вашу земную деятельность. А за прошедшие нарушения заповеди Твоей прости нас, Господи! Но если мы даже и не работаем в воскресные дни и праздничные, то грешим тем, что ленимся пойти в храм. А знаете ли вы, что 80-е правило 6-го Вселенского Собора гласит: Господи, прости нас, грешных! Многие из нас, стоящих здесь, наверное, утешают себя мыслью: «Мы-то уж в храм ходим, и даже чаще, чем раз в неделю!» Ходим-то ходим... а как ведем себя в храме? Господи, прости нас, грешных! Мы безо всякого страха и благоговения переступаем церковный порог. Мы куда-то протискиваемся, толкаемся, ругаемся, огрызаемся и даже деремся в храме. Опомнитесь! У каждого храма есть свой Ангел Хранитель, и он записывает на невидимую хартию поведение всех входящих в храм. Храм — это место особенного присутствия Бога на земле. Это — Небо на земле! С каким же благоговением и страхом мы, великие грешники, должны переступать церковный порог, как осторожно должны вести себя в этом святом месте. Вот некоторые вопиющие безобразия нашего поведения в храме: Многие из тех, кто постоянно ходит в один и тот же храм или храмы нашей обители, почему-то считают, что у них есть в храме «свое», прямо-таки «купленное» место. И подумайте только, что вы делаете, если пришли, а место уже занято кем-то другим, кто раньше вас пришел в храм. Неужели вы надеетесь, что если вы оскорбите или обидите человека тем, что сгоните его с якобы «вашего» места, а потом на этом месте хоть лоб расшибете в молитве о каменные плиты, то хоть один ваш вздох молитвенный дойдет до Господа?! Поймите, что, кроме греха, вы ничего от этих ваших притязаний на «свои» места в храме не достигаете. А ведь у нас дело доходит до самых настоящих драк из-за этих «мест». Хорошо стоять в каком-то определенном месте, но тогда приди пораньше и встань спокойно на любимое место, а если оно уже кем-то занято, смирись, уступи с любовью, и Господь тебе еще больше даст. Помните, что это не пустые слова, а непреложная истина: выгнал человека тем или иным способом — ничего не получишь от Господа, только сатану потешишь. Уступи с любовью — такую молитву Господь не только примет, а может, еще и сподобит с умилением помолиться. Положите после этой исповеди начало исправлению. Сначала, наверное, будет трудно, а потом с благодарностью вспомните эту исповедь. Да ведь пора, пора уже нам, имеющим седые головы, начать разбираться в духовных вещах. А то мы воображаем себя молитвенниками, живем около обителей и храмов, а может, все труды наши напрасны из-за такого поведения в храме, и мы ничего, кроме осуждения, от Господа не приобретаем. Есть еще один недуг нашего поведения в храме. Некоторые по немощи и болезни не в силах выстоять церковную службу и как-то устраиваются посидеть. Господь видит сердце человека, и Сам знает его телесные немощи. Вы же, имеющие силу и здоровье, не осуждайте немощных, будь он молод или стар. Не делайте сидящим никаких выговоров или замечаний. Это дело совести самого человека. И молодой может быть полным инвалидом. Мне рассказывал с ужасом один человек, приехавший посетить нашу Святую Обитель, что во время Божественной литургии, да еще в самый главный момент ее, во время Евхаристического канона, одна более пожилая женщина сгоняла с места сидящую на стульчике сравнительно молодую женщину. И на тихие, умоляющие слова последней, что она не может стоять из-за язвы на ноге, послышались страшные cлова обидчицы: «Да чтоб твоя нога у тебя отгнила совсем и отвалилась!» А потом, как ни в чем не бывало, эта женщина крестилась, кланялась, пела «Отче наш» и, может быть, еще пошла причащаться Святых Христовых Таин. Об этом страшно рассказывать и страшно слышать! А сколько у нас и в разных вариантах повторяются такие, прямо-таки не человеческие, а сатанинские диалоги в храме. Мало того, оскорбим, обидим своим неуместным замечанием человека в храме, да еще лицемерно закончим свой приговор притворно-смиренными словами: «Прости меня, грешную!» Это звучит как хулиганская насмешка: «Прости, что мало попало». Вот ведь как лукава человеческая природа! Господи, прости нас, грешных! Опомнитесь! Не давайте воли своему злому языку в храме, помните, что Господь не только долготерпелив, но что «страшно впасть в руце Бога живаго». И еще надо напомнить об одном грехе неблагоговейного отношения к храму. Детям трудно выстаивать многочасовые монастырские службы. Они, естественно, выбегают на улицу и начинают около храма заниматься шалостями. Мало того, что они нарушают тишину Обители, но они мешают молиться тем, кто по тесноте или болезни не может стоять в храме и слушает богослужение через открытые окна и двери. Дети есть дети. Им свойственны подвижность и шумливость. Но пусть дети играют и бегают вне стен Обители. А к святому месту у них с ранних лет надо воспитывать благоговение. Если вы, бабушки, мамы, тетушки, взяли с собой ребенка в храм, то должны следить за его поведением, внушать еще дома, что храм — это место святое, а Обитель — это не место для игр и шалостей, что даже пройти-то по Обители надо с особым настроением и особой, благоговейной походкой. Господи, прости нашу неблагоговейность! Сами неблагоговейны и детей приучаем к этому. Еще мы грешны против 4-й заповеди Закона Божия несоблюдением постов, установленных Святой Церковью. Господи, прости нас, грешных! Мы не соблюдаем даже телесный пост, то есть воздержание от определенного рода пищи в определенное время. Но, если в какой-то степени и мере мы соблюдаем внешний пост, не гордитесь и не хвалитесь, ибо: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления — сих оскудение» (Стихира 1-й недели Великого поста). Кто из нас так постится? Здесь уж мы все закоренелые и нераскаянные грешники. Об этой главной сущности поста мы нисколько не думаем. А вот телесный пост, наоборот, некоторые накладывают на себя самовольно во внеурочное время и снова грешат, нарушая Устав церковный без благословения. Господи, прости нас, грешных! В праздничные дни даже Устав церкви позволяет утешение на трапезе, а в великие праздники даже «велие утешение», то есть большое утешение на трапезе. Можно, и не грешно, в праздник повкуснее поесть, подольше посидеть за столом, пойти в гости или в своем доме принять гостей. Но надо все это делать во славу Божию. А может, кто из вас в праздник доходил до скотского состояния объедения и пьянства? Предавался паче всякой меры пустым развлечениям, какой-нибудь азартной игре, смотрению каких-либо не подобающих христианину пьес или кинокартин, может быть, не отрываясь, целый день просидел у телевизора, или предавались карточной игре, предавались, особенно молодежь, каким-нибудь безудержным и диким пляскам и песням. Кайтесь Господу! Господи, прости нас, грешных! Нам-то, христианам, как нужно дорожить свободным от трудов праздничным временем! Почитать святоотеческую, душеспасительную книгу, навестить больного, пригласить к себе одинокого человека, пусть погреется теплом твоего радушного гостеприимства, навестить человека, в беде находящегося, хоть словом, а если можешь, то и делом, помочь тому, кто изнемогает в этот момент под бременем неприятностей, болезни или каких-либо материальных недостач. Блажен, кто так проводит праздники! А кто грешен, кайтесь! Господи, прости нас, грешных!
| ||||
Категория: Исповедь | Добавил: друзья (25.01.2015) | ||||
Просмотров: 418 | |