Главная » Статьи » НАША ВЕРА » Духовные зерна

ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ОТЦА А. МЕНЯ (ЧАСТЬ 2)

435 (200x230, 19Kb)

Почему Дух Святой, который сходил на крещаемых в апостольские времена, давал такую силу, веру и любовь? Сейчас совсем не так. Неужели люди нашего времени хуже и менее готовы к принятию благости?

Вопрос трудный. Во-первых, у нас крестят младенцев, а это ни в коем случае делать нельзя, опять таки всё решают деньги (родители заплатили и батюшка перекрестил).

Во-вторых, когда крестим взрослого, мы крестим его индивидуально, и ещё, самое главное, в крещение должна в принципе принимать участие вся Церковь, должны при этом молиться все. Дух Божий не пришёл на апостолов единолично, Он сошёл, когда они были вместе, все собранны в горнице. И Господь обещал: «Я приду к вам, когда вы будите вместе». И вот наша разобщённость, отсутствие братских связей приводит к тому, что крещение не имеет такого сильного благодатного действия.

 

Вы говорите, что христианская религия должна была образумить языческое по своим нравам общество. Но не является ли Русская Православная Церковь язычеством? Ведь очень многие ходят в Церковь, как на работу, вымаливая для себя лишь райскую жизнь в недалёком будущем, преклоняясь только перед страхом, соблюдая формы и обряды, не понимая их содержание: поцелуй иконы, чтение молитв, не осознавая написанного, извращённо устраивая поминки, как свадьбы и др. Не является ли всё это язычеством?

Дело в том, что ещё обращаясь к фарисеям (фарисеи – это часть евреев, которые убежденны в том, что только они подлинные Сыны Божьи, и истинные ученики Моисея и являются людьми духовно зрячими) Иисус Христос говорил, что это вас делает, людьми надменными и отвернутыми от Истиной веры. Иисус показывал, что не понимания форм обрядов, лишается их содержаний, то есть смысла, и такое становится не угодно Богу. Что касается Церкви: безусловно, много таких людей, которые приходят в Храм, как на работу, совершают свои обряды и т.д., поступают как язычники, по сути, они попадают под их определение.

 

Как Вы относитесь к другим религиям?

Широко, с глубочайшем уважением и интересом. Все религии – это попытки, человека познать Истину Бога. А христианство не является религией – оно есть ответ Бога на наш вопрос

 

 

Является ли правильным противопоставление мусульманство и христианство?, не есть ли мусульманство ветвь между иудаизмом (религия евреев) и христианством?

Я отвечу таким образом: в основе этих трёх религий лежит огромная часть Священного Писания – Ветхого Завета. Именно на Нём произошло явления Иисуса Христа и в последствие построено христианство, затем на Ветхом Завете образовался иудаизм. У иудаистов Библия состоит их одного Ветхого Завета. Через несколько столетий на том же Ветхом Завете возник Ислам, но в отличии от двух этих религий, Ислам взял лишь часть полноты Ветхозаветской Проповеди, в которой остаётся именно грозный, единый Бог, подобный деспоту. Хотя это тот же самый Бог, которого мы чтим.

Поэтому, мы не противопоставляем эти религии, на мы показываем разницу между ними. И разница эта немаленькая, хотя Бог единый, подходы и взгляды у нас к Нему разные.

Мне вспоминается один случай, когда разоряли храмы, какой-то лихой комиссар постановил закрыть Церковь, и оставил на ночь часовых возле неё.

После эти же часовые с другими солдатами устроили как бы вечеринку, вытащили из храма алтарь, престол, чтобы использовать их в качестве стола для закуски. Это было на Волге. Увидев это, соседи-мусульмане пришли и разогнали пьяных, взяли алтарь и другие святые принадлежности и отнесли их обратно в Церковь. Они были возмущены, и они не были христианами, но у них было чувство святости, и они были Людьми.

 

Как же тогда следует относиться к исламскому фанатизму?

Пресловутый фанатизм мусульман – это свойство не Ислама, а человеческой природы. Ещё в Средние века, в эпоху халифатов (любой историк подтвердит это), терпимость у мусульман, там была более совершенной, чем в иных, в том числе и европейских государствах.

Известно, что некоторые инакомыслящие люди скрывались из Европы в халифатах. Для православных, я приведу хорошо знакомый пример. Вы все хорошо знаете, кто такой Иоанн Дамаскин, автор знаменитого труда «Источник знаний», который включил в себя систему логики и догматического богословия, автор большинства наших православных песнопений. Когда вы присутствуете при погребении, вы слышите слова, написанные в восьмом веке Иоанном Дамаскиным. Пасхальные гимны, в значительной степени написаны им. Это Великий человек, но он был министром у  Халифа в Сирии – мусульманской страны. И когда он хотел уйти в пустыню и стать монахом, Халиф не желал отпускать его, потом с большим сожалением расстался с этим человеком – христианином, и христианским писателем. Кто не читал жития преподобного Иоанна Дамаскина, откройте томик Алексея Константиновича Толстого и прочитайте прекрасную поэму «Иоанн Дамаскин»! Она начинается так: «Любим Халифом Иоанн»!

Эти отдельные штрихи показывают нам, что даже в Средневековой истории возможно было не только сосуществование религий, но и была человечность, уважение и терпимость.

Когда я слышу, что люди мусульманского вероисповедания совершают чудовищные насилия, это меня поколебать не может. Эти так сказать «люди» – не мусульмане, эти «люди», потерявшие право носить священное звание верующего человека. Ибо один Бог для всех нас, и Он дал нам единые заповеди. И когда они попираются столь демонстративно, мы не можем сказать, что виноват пророк или какая-нибудь Священная Книга, виноваты в этом нелюди, потерявшие в себе не только веру, но и человечность. И главное, надо знать друг друга лучше и больше! Ни питаться слухами, мифами, человеконенавистнической литературой, растлевающей душу, – вот сегодня важная наша задача.

Пророк Мухаммед повторял не раз, что Он был не первым, и не единственным пророком, что и до Него были пророки. В Коране любой христианин и иудаист найдёт имя Адама или Ноя, имя Авраама. Там же фигурирует и Моисей (под именем Муса), и брат его Аарон (под именем Гарун), и почти все ведущие персонажи Ветхого и Нового Завета. И, наконец, с высоким уважением и почитанием окружает Коран имя Иисуса, Сына Девы Марии. Иисус (в Коране – Иса) – Сын Девы Марии (в Коране Мариам). Это подчёркивается в Коране, и, может быть, эта единственная из всех религий, которая признаёт, уникальную Природу Иисуса Назарянина.

Разумеется, мы не ожидаем, что Богочеловеческая религия – христианство, с её почитанием Христа, как Божье Откровения будут свойственны исламу. Но такого уважения, которое к Нему имеется в Коране, достаточно для того, чтобы мы относились друг к другу терпимо, толерантно и даже с благоговением.

 

Ваше отношение ко Вселенной?

Мне всегда вспоминается образ Джинса, известного английского астронома, который говорил так: «Если три пчелы летают над территорией Европы, так вот это расстояние между ними, пропорционально показывает, как далеко друг от друга находятся галактики Вселенной. В нашем воображении, это не укладывается. Скажите тогда, сколь Велик Творец всего этого?

 

Какое отношение Православной Церкви к иудаизму (религией евреев)?

Иудаизм мы называем религию, которая возникла вскоре после христианства. Что у нас общего с этой религией?

И они, и мы принимаем Ветхий Завет, только он для нас часть Библии, для них же, это вся Библия.

Есть два главных отличий:

Первое: христианство стоит на  том, что Бог открылся нам через Иисуса Христа, что было и остаётся единственным и уникальным спасительным актом соприкосновения между Небом и Землёй. Для иудаизма Иисус Христос был в лучшем случае великим Учителем морали и веры, последним из Библейских пророков.

Второе отличие: иудаизм, родившись из Ветхозаветной религии, превратился в религию национальную, и своё мировое значение утратил.

 

Какими качествами должен обладать, по мнению иудаистов, Мессия? Чем их не устраивает уже пришедший Мессия в лице Иисуса Христа?

Иудаизм, так же, как мы христиане, верит в единого Высшего Творца, в то, что история имеет свой смысл, в то, что человек бессмертен. Что касается учения о Мессии, то они не воспринимают, не верят в то, что Иисус Христос есть Богочеловек. Они верят в пророчество Ветхого Завета, и говорят о Спасителе, как о финальной стадии истории, который должен будет преобразить Вселенную, и поведёт историю совсем другим путём. Думаю, что современные иудаисты представляют Мессию достаточно смутно и противоречиво.

 

Чем иудаизм отличается от христианства?

Ветхозаветная религия древнего Израиля продолжилась в христианстве и, по-своему, в исламе. А иудаизм перестал быть мировой религией, стал религией национальной. Это главное его отличие. Кроме того, поскольку он вне Христа, то он остался на уровне дохристианского сознания.

 

Еврей – христианин – самый большой позор для еврея. Ведь Вы чужой и для христиан, и для иудеев.

Я никогда не стыдился и не стыжусь, что я еврей, еврей – христианин. И зря вы вносите национальные распри. Это неверно. Христианство создано в лоне Израиля. Матерь Божия, Которую почитают миллионы христиан, была дочерью Израиля, Которая любила свой народ. Апостол Павел – величайший учитель всего христианства, был евреем. Поэтому принадлежность христианина, тем более пастыря, к этому древнему роду, имеющему четыре тысячи лет истории, является не недостатком, а чудесным ощущением, что ты тоже причастен к Священной истории.

Я не могу, и не в праве отвечать за всех евреев, не признающих Иисуса Христа, как Спасителя рода человеческого, и я совершенно чужд национальных предрассудков, я люблю все народы, я думаю на своём родном русском языке, но в тоже время, я никогда не отрекаюсь от своего национального происхождения, и думаю, что во всех людях течёт Кровь Иисуса Христа. Ведь человечество будущего будет одной расы, и я верю в это, потому что это будет.

 

Почему одна Церковь сохранила название католическая, другая – православная?

Это отражает их культурные традиции. Западная Церковь стремилась больше к универсализму, как бы к своему развитию, а восточная – хотела сохранить незыблемо старые традиции.

 

Какие особенности христианского брака?

Христианское учение о браке базируется на Словах Иисуса Христа, Который говорит об этой великой тайне: «Тайна сия великая есть». Он также высказывается, что эта тайна заключается в единстве двух: «Двое – плоть одна». Библия говорит нам: «Оставит человек отца своего и мать свою и прильнёт к жене своей, да будут двое, плоть едина».

Вот на этом основывается христианский брак. Это непростое сожительство двух людей, и непросто добрые взаимоотношения, и непросто половые контакты, а это какое-то совершенно неповторимые уникальное взаимное проникновение двух существ, когда, метафорически говоря, одного бьют, а другому больно, один ест – другому вкусно.

Вот поэтому, для церкви брак является таинством. Причём апостол Павел, один из величайших учителей христианства, говорит, что муж должен относится к своей жене, как к части своего тела и, если нужно, отдать жизнь свою, во благо ей. И здесь нет никакого цинизма или ложного героизма, и сентиментальности, а подчёркивается неповторимость отношений двух людей, у которых есть главное связующее их – Любовь и Доброта. Вот это и составляет основу христианского брака, самую главную, метафизическую основу.

 

Заслуживает ли любви человек, который никого не любит?

Как и все инвалиды, он заслуживает сострадания, потому что такой человек лишён нравственности, духовности, и значительней больше обделён, чем человек с физическими ограничениями. Можно сказать иначе, человек с физическими недостатками или какими нибудь утратами – он Человек, а лишённый способностью любить – он его внешнее подобие, и только.

 

Любовь, секс, грехопадение – как это связано?

Никак. Потому что любовь есть любовь, секс материальный коррелят любви, хотя и необязательный. А грехопадение – это противление воли человека, Воле Творца.

 

Где граница между любовью и эротикой? Между сексом и похотью?

Любовь, как глубочайшее сердечное влечение человека к человеку освещается Богом. Если эротика отделяется от любви – получается голый секс, порнография, которая унижает человека. Секс не должен существовать без любви, и имеет право быть только сугубо личным, интимным отношением, только двух человек.

 

Почему плотская любовь есть грех? Ведь Бог – это Любовь.

Потому что настоящая любовь неотделима от ответственности. Случайная связь построена на том, что человек не несёт ответственности за человека. Он его просто использует для того, чтобы насытить, удовлетворить свою страсть, свои животные инстинкты и испортить жизнь другому человеку.

 

В первом послании Иоанна говорится: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся, несовершенен в любви». Но разве, если любишь человека, не боишься ли его потерять? Разве не боишься, что с ним может что-то случиться или он тяжело заболеет?

Апостол имеет в виду совсем другое: когда человек любит кого-то – он его не боится. Ведь он говорит об отношении человека к Богу. Рабский страх в христианстве заменяется любовью. Разумеется, что сохраняется страх Божий, но этот страх означает благоговение перед Богом и, действительно, боязнь потерять Его.

 

Всегда ли любовь несёт благо ближнему? Часто бывает наоборот.

Здесь надо разбирать конкретные случаи. Конечно, любовь матери, которая слишком нависает над ребёнком, может принести ему зло. Но всё-таки в любви всегда больше доброты, а правильная, истинная любовь целиком состоит из доброты, и вымещается своим действием. Это две неразлучные спутницы, две родные сестры – Любовь и Доброта. И потом, зла на земле намного больше чем любви, так зачем же нам ставить её под сомнение.

 

Какие бывают формы любви? Как найти счастье?

«Блаженнее давать, нежели брать», – говорит Господь. Да, это блаженнее, приятней и счастливее. Когда человек, ставит перед собой вопрос: где найти счастье? – вдруг выясняется, что счастья хотят все: и птицы, и животные – каждый на своём уровне. Но прежде всего счастье хочет человек, и он ищет его гораздо более сложного, чем все другие живые существа. Любовь возникает уже раннем уровне эволюции. И сейчас на данном этапе времени, проявление счастья у людей воспринимается более глубже, с пониманием своего предназначения: счастье – это есть любовь к Богу, любовь к человеку, любовь к окружающему Миру и принятие Мира своей душою. И без этого ничего нет, без этого пустота, вакуум.

Вы скажите, а что же такое любовь? Мы без конца говорим это таинственное слово. За ним стоит колоссальное количество различных, переливающихся граней Света. И можно быть радостным от любви, видя, как жаворонок поднимается весной и первый раз поёт. Или когда зимним вечером Солнце окрашивает снег, и он начинает искриться и переливаться волшебными цветами радуги. Видеть человеческое лицо, в котором горит мысль, переполненное добротой и любовью. Когда ты видишь проявление глубинных и сложных, прекрасных человеческих даров, талантов, переживаний. Когда ты видишь улыбку своего ребёнка или матери, и понимаешь, что это бесценно для тебя, и ты напрямую сопричастен с этим чудом. И когда ты сама Мать, и тебе хочется смеяться и радоваться от удовольствия, глядя на своего родного младенца, просто потому, что он существует, и ты его Мама! Это и есть разные формы Любви, Доброты и Счастья!

Кто любит, тот живёт! Кто не любит, тот мёртв. Кто теряет любовь, тот теряет частичку себя.

И вот пример для вас: семья, в которой все дороги друг друга по определению, и не дай Бог умри сейчас один из этой семьи, у остальных же будет отрезан большой кусок их существа. И я думаю, что все настоящие люди Земли понимают, что за всем этим стоит Любовь и Доброта, и они высшие ценности нашей жизни, они наша дорога, которая ведёт нас к Счастью. Небо, жаворонок, твой ребёнок и твоя мама, светлые мысли и дорогой тебе человек, во всём этом воплощается Божественная сила Любви. И тогда начинаешь понимать, что в Любви мы обретаем Бога. Мы находим Его. Бог есть Любовь и Свобода, и Это – Основа Всего! Здесь Великое Начало Человека, здесь Всё!

И об этом надо всегда помнить, искать в себе, стремиться, осуществлять – шажками, пусть самыми маленькими.

 

Как Вы считаете, может ли зло и ненависть реально уничтожить Мир?

Я верю в силу любви и доброты и в то, что этого не произойдёт.

 

Расскажите об Иоанне Кронштадтском и его значении для Русского Православия?

Иоанн Кронштадтский был великий молитвенник, человек, который особо проповедовал совместную молитву людей. Он обладал харизмой чудотворения, предсказания. Он мог исцелять людей, даже если ему просто присылали телеграммы. Его почитали святым уже при жизни, так что канонизация его – это дело было чисто формальным.

Могу рассказать такой эпизод из моей жизни. У меня была прабабушка, которая нянчила меня в детстве. Она тяжело болела, и никто из врачей не мог ей помочь. И вот однажды к нам в Полтаву, приехал Иоанн Кронштадтский, и ей посоветовали обратиться к нему. Она молча встала перед ним, он посмотрел не неё, даже не прикасаясь, не делая никаких пасов, и сказал: «У вас есть вера. Через месяц вы будете здоровы». И всё сбылось именно так.

 

Свят ли Будда?

Один Бог это знает. Дело в том, что Будда мы видим через призму легенд, написанных через полтысячелетия после его смерти. Я убеждён, что эта была высочайшая личность. Я читал наиболее древнее изречения Буддизма и верю, что это был великий проповедник до Христа.

 

С точки зрения истинны: равен ли Будда апостолом?

Нет, конечно. Как все дохристианские люди. Он шёл ко Христу. А апостолы шли уже от Христа, проповедуя Его учение. Это большая разница.

 

Расскажите о святом Мартине – исповеднике. Кто он и почему его имя внесено в православный календарь?

Он был Папа римский. В Православной Церкви чтят многих Пап. До разделения Церквей, десятки римских Пап были включены в православный календарь. Мартин – исповедник считается святым потому, что он стоял против власти императора, которая пыталась разрушить церковные устои, в частности иконопочетание. Его пытали и мучили, но он не отступил. Это происходило в раннем средневековье, в двенадцатом веке.

 

Как Вы  представляете Бога-Творца?

Я мог бы, конечно, задать встречный вопрос: а как вы себе представляете бесконечную Вселенную, и как она устроена, с подробным описанием каждого её элемента. Всё это не может объяснить наш разум.

Так как же мы можем представить Творца всего этого. Божественное, неизмеримо больше нашего разума и интеллекта, и к этому пониманию – Вселенной и тем более её Творца, мы будем идти бесконечно, ибо у Вечности нет времени.

Бог, которого человек мог бы до конца понять и познать, был бы не Богом, а чем-то полностью равным человеку. Человек может постигать отдельные элементы, некоторые аспекты Божественного виденья, да и то, что ему открыто, – но не более. Претендовать на всеобщий охват бессмысленно, это просто научно некорректно, потому что природа Земли нам не открыла и сотой доли своих тайн. Как же мы можем говорить о Том, Кто стоит за этой природой, и природой Вселенной.

 

Как сочетаются и соотносятся Бог и Христос?

Давайте попытаемся представить себе Бесконечность Мироздания. Это не укладывается в нашем сознании. Попробуйте вечером посмотреть на звёзды. А ведь это миллиардная миллиардной, даже намного, много больше этого значения, и части того, что мы подразумеваем под словом Вселенная. Огромные Миры… Человек перед этим теряется. И вот Это Безмерное Величие открывает нам Себя.

Как Оно могло это сделать? Если Космос хотел говорить с нами. Он должен был найти для Себя человеческий облик, язык и голос. Если Вечность хочет говорить с нами, Она говорит нам через человека. Вот это и есть сочетание. Он – наш Брат и Он – Откровение Божие.

 

Некоторые считают, что Бог в душе. Что Вы скажите?

Он не только в душе – Бог во всём Его Творение. Однажды Эммануил Кант сказал: «Есть две Вещи, которые меня поражают: звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне. И то и другое – отражение Бога».

 

Категория: Духовные зерна | Добавил: gazeta (22.03.2014)
Просмотров: 340 | Теги: вера, Духовная Мудрость
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map