Из книги "Современная практика Православного благочестия". По работам о. Александра Ельчанинова
Исповедь
(Окончание)
Значение покаяния и примеры его
"Храм носяй телесный весь осквернен. Но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию"
(Из великопостных песнопений).
Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят множественности своих грехов. "Ничего особенного", "как у всех", "только мелкие грехи - не украл, не убил"- таково обычно начало исповеди у многих.
А самолюбие, неперенесение укоров, черствость, человекоугодие, слабость веры и любви, малодушие, духовная леность - разве это не важные грехи? Разве мы можем утверждать, что достаточно любим Бога, что вера наша действенна и горяча? Что каждого человека мы любим, как брата во Христе? Что мы достигли кротости, безгневия, смирения?
Если же нет, то в чем заключается наше христианство? Чем объяснить нашу самоуверенность на исповеди, как не "окамененным нечувствием", как не "мертвостью" сердечной, душевной смертью, телесную предваряющей?
Почему св. отцы, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников и с искренней убежденностью взывали к Иисусу Сладчайшему: "Никто не согрешил на земли от века, якоже согреших аз окаянный и блудный", а мы убеждены, что у нас все благополучно.