Сретение Господне
История праздника
С древнего времени праздник Сретения Господня отмечается 15 (2- по старому стилю) февраля, на 40 день после Рождества Христова.
В Иерусалимской Церкви праздник Сретения возник в IV веке, а на Западе становится известным с V века. Византийский император Юстиниан в 542 году ввел общецерковное празднование Сретенья Господня с особой торжественностью: в этот день совершался крестный ход (особое шествование духовенства и мирян с несением Креста) с возжёнными свечами.
Чин благословения свечей
Чин благословения свечей, совершаемый в этот день, указывает, что вся жизнь христианина- это путь навстречу Богу, и Сам Бог помогает нам идти по этому пути, ниспосылая нам Своё просвещение и благодать.
Возжённая свеча— это образ христианина, принявшего через Церковь огонь и свет веры Христовой, и дарящего этот свет всем окружающим его людям.
Значение праздника
В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие земной жизни Господа Иисуса Христа (Лк.2:22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен Богородицей и праведным Иосифом в Иерусалимский храм- центр религиозной жизни народа.
По Закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжении 40 дней запрещено было входить в храм Божий по причине необходимости очищения после родов. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Буду святой и родив младенца, Матерь Божия не нуждалась в очищении, однако по глубокому смирению Она исполнила предписание Закона.
В храме Богомладенца Иисуса и Его Пречистую Матерь встретил (по-церковнославянски сретил) праведный старец Симеон, много лет ожидавший этого события по обещанию Архангела, принял Богомладенца на руки и возвестил миру об увиденном им Младенце как о Спасителе. Поэтому праведный Симеон и получил наименование Богоприимец. С ним встречала Младенца и святая старица и пророчица Анна.
Сретение Богомладенца Христа святым Симеоном ознаменовало встречу Ветхого и Нового Закона Божия, данного для соблюдения еврейскому народу, и нового, высшего Закона Божественной любви, принесшего всему миру Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
"Молитва Симеона Богоприимца" Сретение Господне
|
Закон Божий-Стретение Господне
|
В Русской Православной Церкви праздник Сретения Господня отмечается также как День православной молодежи.
Послание к Евреям святого апостола Павла (7:7-17)
7Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. |
Без всякаго же прекословия меншее от болшаго благословляется |
8И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет |
И зде убо десятины человецы умирающии приемлют: тамо же свидетелствуемый, яко живъ есть. |
9И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: |
И да сице реку, Авраамом и Левий, приемляй десятины, десятины дал есть: |
10ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его |
еще бо в чреслех отчиих бяше, егда срете его Мелхиседек. |
11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства,- ибо с ним сопряжен закон народа,- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? |
Аще убо совершенство левитским священствомъ было, людие бо на нем взаконени быша: кая еще потреба по чину Мелхиседекову иному востати священнику, а не по чину Ааронову глаголатися? |
12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. |
Прелагаему бо священству, по нужди и закону пременение бывает. |
13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. |
ОНемже бо глаголются сия, колену иному причастися, от негоже никтоже приступи ко олтарю: |
14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. |
яве бо, яко от колена Иудова возсия Господь наш, о немже колене Моисей о священстве ничесоже глагола. |
15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, |
И лишше еще яве есть, яко по подобию Мелхиседекову востает священник ин, |
16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. |
иже не по закону заповеди плотския бысть, но по силе живота неразрушаемаго. |
17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. |
Свидетелствует бо, яко ты еси священникъ во век по чину Мелхиседекову |
Из Евангелия от Луки (2:22-40)
22А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, |
И егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисеову, вознесоста его во иерусалим, поставити его пред Господем, |
23как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, |
якоже есть писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется: |
24и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. |
и еже дати жертву, по реченному в законе Господни, два горличища или два птенца голубина. |
25Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. |
И се, бе человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон: и человек сей праведенъ и благочистив, чая утехи Израилевы: и Духъ бе Свят в нем. |
26Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. |
И бе ему обещано Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. |
27И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, |
И прииде духом в церковь. И егда введоста родителя Отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем, |
28он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: |
и той прием Его на руку своею, и благослови Бога, и рече: |
29Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, |
ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: |
30ибо видели очи мои спасение Твое, |
яко видесте очи мои спасние Твое, |
31которое Ты уготовал пред лицем всех народов, |
еже Еси уготовал пред лицем всехъ людей: |
32свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. |
свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля. |
33Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. |
И бе Иосиф и Мати Его чудящася о глаголемыхъ о Нем. |
34И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- |
И благослови я Симеон, и рече к Марии Матери Его: се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: |
35и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец. |
и Тебе же Самой душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления. |
36Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, |
И бе Анна пророчица, дщи Фануилева, от колена Асирова: сия заматоревши во днех мнозех, живши с мужем седмь лет от девства своего: |
37вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. |
и та вдова яко лет осмьдесят и четыре, яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь. |
38И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. |
И та в той час приставши исповедашеся Господеви, и глаголаше о Нем всем чающим избавления во Иерусалиме. |
39И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. |
И яко скончашася вся по закону Господню, возвратишася в Галилею, во град свой Назарет. |
40Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. |
отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бе на Нем. |
Тропарь, глас 1
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Кондак, глас 1
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.
|