Главная » Статьи » ТАИНСТВА ЦЕРКВИ » Исповедь |
Третья заповедь
Не приемли имени Господа Бога твоего всуе, то есть не произноси имени Бога твоего напрасно
1. Господи, мы все грешны, нарушая эту заповедь Господа, и даже не понимаем, какие страшные преступления совершаем! Всякий ужаснется назвать себя богохульником. В нашем представлении богохульники — это ожесточенно неверующие люди. Мы, верующие, ходим в храм, молимся Богу, приступаем к Таинствам Церкви... И все же мы богохульники: а) ибо в несчастьях и болезнях мы ропщем на Бога, осуждая тем самым Промысл Божий и волю Божию; б) есть среди нас, малодушных христиан, и такие, которые, не имея терпения перенести без ропота ту или иную скорбь или утеснение, открыто заявляют: «Бога нет!», а если не говорят, то мыслят так. Кайтесь с горьким сокрушением сердечным, кайтесь пред Господом в этих богохульных словах; в) а может, кто из вас еще дерзал винить Бога даже в том, что Он попускает людям грешить. «Разве я виновата, что у меня такой характер, это от рождения...» Или: «Если бы Бог был, разве допустил бы Он войны, грабежи, убийства, смерть детей и людей в юном возрасте и т. д. ...» И эти слова и мысли принадлежат христианам?! Господи, прости нас, явных богохульников!
Господи, прости нас, злобных или просто пустословных кощунников! 4. Все мы без исключения грешим против третьей заповеди невнимательною молитвою. Можно прослушать в храме весь дневной круг богослужений, можно прочитать все до единой молитвы утреннего и вечернего домашнего правила — и не помолиться, а только согрешить приемля имя Господа всуе. Конечно, ничем не развлекаемая молитва — это дар Божий трудящемуся в подвиге молитвенном. Мы же должны всячески следить за собою и с предельным вниманием сосредоточивать себя на словах молитвы, нудить себя ко вниманию, возвращать к словам молитвы убегающие мысли. Внимайте себе! И кайтесь Господу в глубоком несовершенстве ваших молитв: Господи, прости нас, грешных! 5. Господи! Согрешая против Твоей заповеди, мы еще делаемся КЛЯТВОПРЕСТУПНИКАМИ. Сколько раз мы нарушали обеты, данные перед Крестом и Евангелием: принимая Таинство Крещения, мы отрицались от сатаны и всех дел его и обещались, сочетавшись Христу, служить Ему всею своею жизнью. Сколько раз мы нарушали это обещание?! Господи, прости нас, грешных! Подходя к Кресту и Евангелию при Таинстве Исповеди, сколько раз мы давали обещание Господу разорвать греховные навыки? И вот стоим сейчас здесь снова, по рукам и ногам связанные путами многосплетенных страстей и греховных привычек, и сознаем ли мы, что нарушили клятву, данную нами много раз Господу при Таинстве Покаяния «тмами обещах Тебе, страстный, о Иисусе мой, покаяние, но солгах окаянный...» (7-я песнь Канона Иисусу Сладчайшему). Прости нас, Господи, и в этот раз! Иноки, давшие обеты пред Крестом и Евангелием, разве удержали в чистоте все свои иноческие обеты? Сейчас из-за отсутствия монастырей некоторые стремятся сознательно или без должного даже понимания, живя в миру, и даже в семьях, принимать на себя иноческие обеты. И, к великому ужасу, по наущению врага спасения нашего, бытует даже такое мнение, что монах в миру — это не монах в монастыре, что монаху в миру не обязательно соблюдать со всею строгостью все иноческие обеты. Это же только наше безумие может так говорить. Где бы и при каких обстоятельствах ни жил человек, принявший иноческие обеты, если он их не выполнит, он клятвопреступник. Господи, прости нас, грешных! И мы, священнослужители, принимая духовный сан, клятвенно обещаем перед Богом проходить священническое служение согласно со Словом Божиим, с правилами церковными и с указанием церковного начальства. И тоже, по немощи естества, нарушаем данную перед Богом присягу. А неисполнение бесчисленных наших обетов, когда мы даем Господу обещание что-то исполнить, а по получении желаемого от Господа забываем или медлим это выполнить! Лучше ничего не обещать, а уж если обещал, то немедленно исполнять. Сейчас же примите решение немедленно, при первой возможности, выполнить данные обеты и остерегаться давать новые. 6. Загляните в свою совесть, будучи верующими христианами, не стыдились ли мы показаться набожными и вообще христианами в кругу мирских людей. Да еще, может быть, сами, будучи малодушными, неуважительно и насмешливо относились к людям благочестивым и набожным: «Вот она что-то в церковь зачастила! Уж совсем Богу замолилась!» Не произносили ли и мы эти или им подобные злые слова, или если не произносили, то думали так скверно? Господи, прости нас, грешных! Может быть, не имея терпения подождать своей очереди и сами не умея каяться, осуждали тех, кто подольше задерживается на исповеди у аналоя. А кто запрещает тебе самому внимательно подумать заранее о своей жизни, приготовляясь к Исповеди в течение нескольких дней говения, чтобы было, в чем каяться. Мы осуждаем тех, кто часто дерзает приступать к Святым Тайнам. Но это уже совсем не наше дело, а дело совести человека и его духовника или исповедавшего священника. Разве мы можем знать, кто достойно, а кто недостойно причащается Святых Христовых Таин? 7. А если не осуждать других, часто причащающихся и приступающих к Таинству Исповеди, а посмотреть на себя? Мы же почти все грешим, невнимательно готовясь к Исповеди и Святому Причащению. Жизнь христианина есть жизнь благодатная. Эта жизнь есть следствие общения с Господом. Самым действенным и самым близким это общение бывает через Причащение Святых Тела и Крови Господа Иисуса Христа. «Аз есмь хлеб животный,— сказал Господь.— Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем...», «Аз живу Отца ради, и ядый Мя жив будет Мене ради». Причащение Святых Христовых Таин — это благодатный источник сохранения и укрепления нашей духовной жизни. Поэтому с самого начала христианства истинные ревнители благочестия поставили первым благом частое приобщение. Но все мы должны помнить, что Господь — источник жизни, оживляющий причащающихся Его, есть вместе с тем и Огнь поядающий, и не быть легкомысленными и невнимательными. Но не думайте, что мы не в силах достойно приготовиться ко Святому Причащению. Мы должны со своей стороны употребить все возможные усилия к подготовке, а приступать к Таинству нужно, по слову преподобного Серафима Саровского, «в смиренном токмо сознании всегреховности своей», иначе мнимое «достоинство» отгонит благодать Божию, как дым пчелу. В чем же должно заключаться посильное приготовление к Таинству? Послушайте, что повелевает Устав церковный: «Егда хочет кто причаститься Святых Христовых Таин, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребывая в посте и молитве и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом и великим благоговением приимет Пречистые Тайны» (Типикон). Многие из нас по немощи и обремененности житейскими попечениями и различными обстоятельствами, зачастую от нас не зависящими, не в состоянии говеть неделю. Но во всяком случае хоть два-три дня необходимо соблюсти пост. В канун Святого Причащения сходить в храм по возможности. После полуночи нельзя ничего вкушать или пить, никаких лекарств, даже святой воды. Если кто подвержен страсти табакокурения, да не дерзнет осквернить уста папиросой. Необходимо и душу приготовить к Таинству Исповеди и Святого Причастия. Прочитать дома Правило ко Святому Причащению, которое состоит из Канонов Спасителю, Матери Божией и Ангелу Хранителю и Канона ко Святому Причащению. У кого нет этих молитвословий, постарайтесь достать, переписать, кто может. А уж если кто не умеет читать, или плохо видит, или нет условий прочесть Правило, то постарайтесь сокрушенным сердцем почитать побольше молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». А в храме внимательнейшим образом послушаем читаемые молитвы перед Причащением. Так или иначе, соизмеряя свои силы и примеряясь к обстоятельствам, необходимо сосредоточиться, подготовиться к принятию в дом души своея Великого Гостя. Святое Причащение предваряется Таинством Покаяния. Многие из нас совсем не умеют каяться, и даже в оправдание себе говорят: «Не умею каяться!» А разве тебе не известны заповеди Господа? Большинству известны! Кто лучше самого человека знает о своих делах, мыслях, чувствах? Только надо потрудиться дома, сосредоточиться, оглянуться на свою жизнь, на себя: так ли я живу, как велит Господь? Общая исповедь — это не для всех. Это напоминание общих грехов. По причине многолюдства и прочих обстоятельств нет возможности индивидуальной исповеди в храме; но дома, пред Лицем Господа, надо продумать свою жизнь и именно свои частные нарушения воли Божией. Проверить себя: как я веду себя с ближними дома, с сотрудниками на работе, на улице, в храме, в магазине, в поезде, в автобусе. Какие мысли меня занимают, какие интересы влекут, какого содержания мои разговоры с окружающими. И соответствует ли все мое поведение тому, что требует от меня Господь, как от христианина. Приучишь себя к такой проверке, такому самоанализу, тогда откроется тебе такая бездна грехов в твоей душе, что тебе и в голову не придет осуждать тех, кто кается долго и причащается часто. Не до того будет. Господи, помоги нам научиться каяться!
| |||
Категория: Исповедь | Добавил: друзья (25.01.2015) | |||
Просмотров: 432 | |