Главная » Статьи » ТАИНСТВА ЦЕРКВИ » Исповедь

ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ ПО ЗАПОВЕДЯМ. 3-я
 
Третья заповедь

 

Не приемли имени Господа Бога твоего всуе, то есть не произноси имени Бога твоего напрасно


 

1. Господи, мы все грешны, нарушая эту заповедь Господа, и даже не понимаем, какие страшные преступления совершаем! Всякий ужаснется назвать себя богохульником. В нашем представлении богохульники — это ожесточенно неверующие люди. Мы, верующие, ходим в храм, молимся Богу, приступаем к Таинствам Церкви... И все же мы богохульники:Памяти старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина, * 5 февраля 2006 года) Сайт Свято-Тихоновского храма

а) ибо в несчастьях и болезнях мы ропщем на Бога, осуждая тем самым Промысл Божий и волю Божию;

б) есть среди нас, малодушных христиан, и такие, которые, не имея терпения перенести без ропота ту или иную скорбь или утеснение, открыто заявляют: «Бога нет!», а если не говорят, то мыслят так.

Кайтесь с горьким сокрушением сердечным, кайтесь пред Господом в этих богохульных словах;

в) а может, кто из вас еще дерзал винить Бога даже в том, что Он попускает людям грешить. «Разве я виновата, что у меня такой характер, это от рождения...» Или: «Если бы Бог был, разве допустил бы Он войны, грабежи, убийства, смерть детей и людей в юном возрасте и т. д. ...» И эти слова и мысли принадлежат христианам?!

Господи, прости нас, явных богохульников!

2. Есть среди нас еще и такие маловеры, которые искушают Бога, говоря Господу дерзкие слова: «Если Ты, Господи, есть, то исполни то или иное мое желание, а если не исполнится мое желание, то Тебя нет!» И все это из уст не только приходящих к вере, а людей, называющих себя глубоко верующими!

Господи, прости нас, грешных!

Мы уже уподобляемся тем хулителям, которые на Голгофе издевались над распятым на Кресте Богом! Вспомните слова злодея, повешенного рядом: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Если у кого из кающихся сегодня были подобные дерзкие обращения к Господу, кайтесь с горьким сокрушением, кайтесь:

Господи, прости нас, богохульников!

3. Господи, мы грешим постоянно, употребляя имя Твое в пустых разговорах, как присловье.

Прислушайтесь к разговору безбожников. Там вся речь пересыпана поминанием то Бога, то темной силы. Но они-то — безбожники, для них это, действительно, присловье. А наша речь, чем она отличается от речи безбожников?! Мы также, ничтоже сумняшеся, без страха и благоговения пересыпаем свою речь именем Божиим, Его Пречистой Матери и святых угодников Божиих.
Мало того! Мы еще дерзаем божиться и клясться именем Божиим, да еще иногда прикрываем этой божбой явную ложь. И все это бесстрашно творим перед всевидящим Оком Божиим!

Господи, помилуй нас, грешных!

И если еще до сих пор не настигла нас кара Божия, то это только по великому долготерпению Божию.

Кайтесь, кто дерзал клясться и великим даром — своей жизнью, здоровьем своим и даже детей своих.

Кайтесь не только те, кто сам клялся и божился, но и те из вас, кто упрямым недоверием к ближнему вынуждал его прибегать к клятве, или, еще страшнее, не требовал ли кто у кого таких страшных клятв?

Господи! Еще мы и кощунники...

Те из нас, кто побойчее на язык, к несчастью своему, частенько употребляли слова молитв, Святого Евангелия, слова апостолов в шутку. Может, кто из нас передразнивал или пересмеивал в шутку священников, которые нам почему-то смешны или раздражают,— это тоже кощунство.

Кто из вас читает или поет в храме во время богослужения, всегда ли должным образом внимателен в чтении и пении? Иногда только одно слово прочитано или пропето неправильно, а смысл фразы искажается так, что вместо славословия получается кощунство, хотя невольное, но произнесенное или пропетое громогласно в храме, в момент богослужения.

Господи, прости нас, злобных или просто пустословных кощунников!

4. Все мы без исключения грешим против третьей заповеди невнимательною молитвою.

Можно прослушать в храме весь дневной круг богослужений, можно прочитать все до единой молитвы утреннего и вечернего домашнего правила — и не помолиться, а только согрешить приемля имя Господа всуе.

Конечно, ничем не развлекаемая молитва — это дар Божий трудящемуся в подвиге молитвенном.

Мы же должны всячески следить за собою и с предельным вниманием сосредоточивать себя на словах молитвы, нудить себя ко вниманию, возвращать к словам молитвы убегающие мысли.
Мы же, придя на богомолье, простаиваем подряд все монастырские службы, из храма почти не выходим и, очевидно, воображаем себя необыкновенными молитвенниками. А ведь, может быть, дома, в своих храмах, ничем не развлекаемые, мы одну какую-нибудь службу или, по занятости своей, только акафист прослушаем — и лучше, чище, глубже можем помолиться.

Внимайте себе! И кайтесь Господу в глубоком несовершенстве ваших молитв: Господи, прости нас, грешных!

5. Господи! Согрешая против Твоей заповеди, мы еще делаемся КЛЯТВОПРЕСТУПНИКАМИ.

Сколько раз мы нарушали обеты, данные перед Крестом и Евангелием: принимая Таинство Крещения, мы отрицались от сатаны и всех дел его и обещались, сочетавшись Христу, служить Ему всею своею жизнью. Сколько раз мы нарушали это обещание?!

Господи, прости нас, грешных!

Подходя к Кресту и Евангелию при Таинстве Исповеди, сколько раз мы давали обещание Господу разорвать греховные навыки? И вот стоим сейчас здесь снова, по рукам и ногам связанные путами многосплетенных страстей и греховных привычек, и сознаем ли мы, что нарушили клятву, данную нами много раз Господу при Таинстве Покаяния «тмами обещах Тебе, страстный, о Иисусе мой, покаяние, но солгах окаянный...» (7-я песнь Канона Иисусу Сладчайшему).

Прости нас, Господи, и в этот раз!

Иноки, давшие обеты пред Крестом и Евангелием, разве удержали в чистоте все свои иноческие обеты? Сейчас из-за отсутствия монастырей некоторые стремятся сознательно или без должного даже понимания, живя в миру, и даже в семьях, принимать на себя иноческие обеты. И, к великому ужасу, по наущению врага спасения нашего, бытует даже такое мнение, что монах в миру — это не монах в монастыре, что монаху в миру не обязательно соблюдать со всею строгостью все иноческие обеты. Это же только наше безумие может так говорить. Где бы и при каких обстоятельствах ни жил человек, принявший иноческие обеты, если он их не выполнит, он клятвопреступник.

Господи, прости нас, грешных!

И мы, священнослужители, принимая духовный сан, клятвенно обещаем перед Богом проходить священническое служение согласно со Словом Божиим, с правилами церковными и с указанием церковного начальства. И тоже, по немощи естества, нарушаем данную перед Богом присягу. А неисполнение бесчисленных наших обетов, когда мы даем Господу обещание что-то исполнить, а по получении желаемого от Господа забываем или медлим это выполнить!

Лучше ничего не обещать, а уж если обещал, то немедленно исполнять. Сейчас же примите решение немедленно, при первой возможности, выполнить данные обеты и остерегаться давать новые.

6. Загляните в свою совесть, будучи верующими христианами, не стыдились ли мы показаться набожными и вообще христианами в кругу мирских людей. Да еще, может быть, сами, будучи малодушными, неуважительно и насмешливо относились к людям благочестивым и набожным: «Вот она что-то в церковь зачастила! Уж совсем Богу замолилась!» Не произносили ли и мы эти или им подобные злые слова, или если не произносили, то думали так скверно?

Господи, прости нас, грешных!

Может быть, не имея терпения подождать своей очереди и сами не умея каяться, осуждали тех, кто подольше задерживается на исповеди у аналоя. А кто запрещает тебе самому внимательно подумать заранее о своей жизни, приготовляясь к Исповеди в течение нескольких дней говения, чтобы было, в чем каяться. Мы осуждаем тех, кто часто дерзает приступать к Святым Тайнам. Но это уже совсем не наше дело, а дело совести человека и его духовника или исповедавшего священника. Разве мы можем знать, кто достойно, а кто недостойно причащается Святых Христовых Таин?

7. А если не осуждать других, часто причащающихся и приступающих к Таинству Исповеди, а посмотреть на себя? Мы же почти все грешим, невнимательно готовясь к Исповеди и Святому Причащению.

Жизнь христианина есть жизнь благодатная. Эта жизнь есть следствие общения с Господом. Самым действенным и самым близким это общение бывает через Причащение Святых Тела и Крови Господа Иисуса Христа. «Аз есмь хлеб животный,— сказал Господь.— Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем...», «Аз живу Отца ради, и ядый Мя жив будет Мене ради».

Причащение Святых Христовых Таин — это благодатный источник сохранения и укрепления нашей духовной жизни. Поэтому с самого начала христианства истинные ревнители благочестия поставили первым благом частое приобщение.

Но все мы должны помнить, что Господь — источник жизни, оживляющий причащающихся Его, есть вместе с тем и Огнь поядающий, и не быть легкомысленными и невнимательными. 
Достойно причащающийся вкушает жизнь, а недостойно причащающийся вкушает смерть. Хотя смерть эта не часто последует видимо, но невидимо совершается в духе и в сердце человека. 
Вот иногда мы слышим, что кто-то причастился и, не дойдя до дома, умер по той или иной причине. «Ну, слава Богу, только что причастился человек, каждому бы так умереть». Как еще сказать: счастливая ли это смерть, а может быть, эта смерть — следствие недостойного Причащения Святых Христовых Таин, от чего сохрани нас, Господи!

Но не думайте, что мы не в силах достойно приготовиться ко Святому Причащению. Мы должны со своей стороны употребить все возможные усилия к подготовке, а приступать к Таинству нужно, по слову преподобного Серафима Саровского, «в смиренном токмо сознании всегреховности своей», иначе мнимое «достоинство» отгонит благодать Божию, как дым пчелу.

В чем же должно заключаться посильное приготовление к Таинству? Послушайте, что повелевает Устав церковный: «Егда хочет кто причаститься Святых Христовых Таин, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребывая в посте и молитве и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом и великим благоговением приимет Пречистые Тайны» (Типикон).

Многие из нас по немощи и обремененности житейскими попечениями и различными обстоятельствами, зачастую от нас не зависящими, не в состоянии говеть неделю. Но во всяком случае хоть два-три дня необходимо соблюсти пост.

В канун Святого Причащения сходить в храм по возможности. После полуночи нельзя ничего вкушать или пить, никаких лекарств, даже святой воды.

Если кто подвержен страсти табакокурения, да не дерзнет осквернить уста папиросой.

Новое Лето спасенияНеобходимо и душу приготовить к Таинству Исповеди и Святого Причастия. Прочитать дома Правило ко Святому Причащению, которое состоит из Канонов Спасителю, Матери Божией и Ангелу Хранителю и Канона ко Святому Причащению. У кого нет этих молитвословий, постарайтесь достать, переписать, кто может.

А уж если кто не умеет читать, или плохо видит, или нет условий прочесть Правило, то постарайтесь сокрушенным сердцем почитать побольше молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». А в храме внимательнейшим образом послушаем читаемые молитвы перед Причащением.

Так или иначе, соизмеряя свои силы и примеряясь к обстоятельствам, необходимо сосредоточиться, подготовиться к принятию в дом души своея Великого Гостя.

Святое Причащение предваряется Таинством Покаяния. Многие из нас совсем не умеют каяться, и даже в оправдание себе говорят: «Не умею каяться!» А разве тебе не известны заповеди Господа? Большинству известны! Кто лучше самого человека знает о своих делах, мыслях, чувствах? Только надо потрудиться дома, сосредоточиться, оглянуться на свою жизнь, на себя: так ли я живу, как велит Господь?

Общая исповедь — это не для всех. Это напоминание общих грехов. По причине многолюдства и прочих обстоятельств нет возможности индивидуальной исповеди в храме; но дома, пред Лицем Господа, надо продумать свою жизнь и именно свои частные нарушения воли Божией.

Проверить себя: как я веду себя с ближними дома, с сотрудниками на работе, на улице, в храме, в магазине, в поезде, в автобусе. Какие мысли меня занимают, какие интересы влекут, какого содержания мои разговоры с окружающими. И соответствует ли все мое поведение тому, что требует от меня Господь, как от христианина.

Приучишь себя к такой проверке, такому самоанализу, тогда откроется тебе такая бездна грехов в твоей душе, что тебе и в голову не придет осуждать тех, кто кается долго и причащается часто. Не до того будет.

Господи, помоги нам научиться каяться!


 

 

 

 


« Предыдущая                  Следующая »

 

Категория: Исповедь | Добавил: друзья (25.01.2015)
Просмотров: 432 | Теги: заповеди, Иоанн Крестьянкин, третья заповедь, исповедь
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map