Главная » Статьи » ТАИНСТВА ЦЕРКВИ » Евхаристия (Причастие) |
Евхаристия
Таинство причащения - евхаристия по-гречески значит «благодарение,» так как благодарение Бога составляет главное содержание молитв этого богослужения.
Евхаристия - главное таинство
Евхаристия или Таинство причащения есть главное таинство Церкви. Без этого таинства нет и Церкви. Господь Иисус Христос так возлюбил людей, что принес Тело и Кровь Свою в жертву за нас и этим победил всякий грех, всякую немощь и даже смерть. Этой любовью существует Церковь и эту любовь принимаем мы в себя, когда причащаемся Святых Тайн. Господь, принеся Себя в жертву на кресте, не умер навсегда, а воскрес, и причащаясь, мы соединяемся с Воскресшим Господом, который есть сама Жизнь и Любовь. Это величайшее Таинство Церкви установил Сам Христос накануне Своих крестных страданий (Мф. 26, 26-28) и завещал всем апостолам, а через них — всем их преемникам-епископам и пастырям Церкви: «Сие Творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Таинство Евхаристии совершается за Божественной литургией.
В чем состоит сущность Евхаристии
В Таинстве Евхаристии (Причащения) верующие христиане под видом хлеба и вина приобщаются Божественной субстанции Тела и Крови Христовой, сообщающей человеку свойства нетления и соделываюшей его причастником вечной жизни.В Православной Церкви миряне причащаются так же, как и священнослужители, младенцы же и дети до 7 лет причащаются без исповеди. Таинство Причастия, безусловно, является духовным средоточием в жизни православного христианина. Непременным условием Причастия являются покаяние (исповедь) и пост. Священник в алтаре колеблет «воздух» над Святыми Дарами, молясь о ниспослании Святого Духа на них. По окончании пения Символа Веры начинается Евхаристический Канон, то есть порядок самого пресуществления Святых Даров. Священник в алтаре снимает «воздух» со Святых Даров, целует его и кладет в сторону. Диакон, войдя в алтарь, веет над Дарами рипидой. Хор поет «Достойно и праведно поклонятися Отцу, и Сыну, и Святаго Духу, Троице Единосущен и Нераздельной»; все молящиеся в это время земно кланяются. Во время пения «Достойно» священник начинает читать тайную евхаристическую молитву; последние слова молитвы он произносит вслух: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Хор подхватывает слова молитвы, продолжая ее: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея...» Продолжая про себя читать евхаристическую молитву, священник произносит вслух евангельские слова Христа: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». После ответа хора: «Аминь» священник продолжает: «Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов». Хор вновь ответствует: «Аминь». Далее следует молитва, называемая «Эпиклесис» (призывание Святого Духа), которую читает священник, после чего благословляет Святые Дары, которые уже пресуществились (таинственно преобразились) в Тело и Кровь Христову. Все молящиеся в храме совершают в этот момент земной поклон. Сразу же после пресуществления Святых Даров священник поминает всех, за кого было совершено Таинство Евхаристии. Евхаристический канон заканчивается молитвой о единодушии и мире всей Церкви и благословением всех молящихся в храме. Далее следует приготовление исповедников к принятию Святых Тайн Христовых, то есть к причащению. После просительной ектений, возглашаемой диаконом, верующие все вместе поют «Отче наш» («Молитву Господню»). Священник, стоя у престола, поднимает с дискоса Святой Агнец и возглашает: «Святая — Святым!». Под этим подразумевается, что Святое Тело Христово должно преподаваться только святым; верующие призваны стремиться к святости, к достойному причащению.
Как проходит причастие в таинстве Евхаристии
Священнослужители причащаются в алтаре, хор поет в это время так называемый «запричастный стих». Затем Царские врата распахиваются, и Святая Чаша выносится на солею со словами: «Со страхом Божиим и верою приступите». Все молящиеся в храме совершают земной поклон, как бы увидев Самого Господа. Причащение мирян происходит по древнему обычаю, установленному свя тителем Иоанном Златоустом, патриархом Константинопольским. Причастники приступают ко Святому Причастию, сложив благоговейно руки на груди. Их причашают сразу Тела и Крови Христовых лжицей из чаши, после особой «Молитвы перед причастием»: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго...», в которой причастники исповедуют свою веру в Святое Таинство Евхаристии. Подходя к Святой Чаше, каждый причастник называет свое имя. Священник причашает его, говоря: «Причащается раб Божий (имя) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную». Отойдя от Чаши, причастники запивают Святое Причастие теплотой (водой с вином). После благодарственных молитв священник благословляет верующих на выход из храма, напоминая о том, что они должны сохранять в душе мир Христов: «С миром изыдем...» После заамвонной молитвы, которую священник совершает, сойдя с амвона и став посреди народа, хор трижды поет: «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века». Литургия завершается благословением народа, когда молящиеся подходят к священнику и целуют крест. При этом происходит раздача остатков просфор, то есть освященного хлеба (антидора), из которого вынута на проскомидии часть, называемая Агнцем. Раздав антидор, священник совершает отпуст литургии и благословляет народ словами: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери... и всех Святых помилует нас, яко благ и человеколюбец». Осеняя себя крестным знамением, верующие выходят из храма.
Плоды таинства Евхаристии
Спасительные плоды достойного Причащения Святых Тайн следующие. 1. Теснейшее соединение с Господом (Ин. 6; 55-56). Причащение, по учению Церкви, делает причастников «стелесниками» Иисуса Христа, христоносцами, участниками Божественного естества. 2. Возрастание в духовной жизни (Ин. 6; 57). Причастие оживляет душу, освящает ее, делает человека твердым в подвигах добра. 3. Залог всеобщего Воскресения и блаженной вечной жизни (Ин. 6; 58). Но недостойно приступающим к таинству Причащение приносит большее осуждение: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11; 29). Православная Церковь учит, что Тело и Кровь Христовы – это умилостивительная Жертва, приносимая Богу за живых и умерших. Это та же Жертва, что была принесена Господом на Голгофском Кресте, различаемая лишь по образу и обстоятельствам Жертвоприношения. Отличие в том, что Господь Своим Жертвоприношением на Кресте искупил весь род человеческий, а Евхаристическая жертва усвояет это искупление конкретному человеку, прибегающему к ней.
Евхаристический пост
Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. В настоящее время та его часть, что относится к телесному посту представляет собой воздержание от скоромной пищи (мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, рыбы) в течение нескольких дней (от трех до семи). Чем реже человек причащается, тем дольше должен быть телесный пост, и наоборот. Семейные и социальные обстоятельства, такие, как жизнь в нецерковной семье либо тяжелый физический труд, могут быть причиной ослабления поста. Кроме качественных ограничений в пище, должно уменьшить и количество съедаемого, а также избегать посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки, других мирских удовольствий. Вместо всего этого рекомендуется посвятить свободное время богомыслию, размышлениям о своей жизни и совершенных грехах, а также путях их исправления. Супругам в течение поста необходимо воздерживаться от телесного общения. Накануне таинства, начиная с 12 часов ночи, нужно полностью отказаться от пищи, питья и курения (тем, кто страдает этой дурной привычкой) до времени Причастия. Если есть возможность, то накануне Причащения нужно побывать на вечернем богослужении; перед литургией (накануне вечером или утром перед ее совершением) – прочесть содержащееся в любом православном молитвослове правило ко Причащению. Утром в день Причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Перед Причастием нужно исповедаться или вечером, или непосредственно перед Божественной литургией. Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, осуждения и всяких непотребных мыслей, а также пустых разговоров. Готовясь к Причастию, полезно вспоминать и совет праведного Иоанна Кронштадтского: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога – на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило ко Причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление нашей жизни и готовность сердца к принятию Святых Таин. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. «Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4; 20)». Как часто надо причащаться
Этот вопрос получал разное разрешение в разные эпохи существования Церкви. Например, первохристианская практика подразумевала Причащение верующих либо за каждой Литургией, либо четыре раза в неделю, либо каждый воскресный день. А в XIX веке чада Русской Церкви причащались большей частью один раз в год, Великим постом. В данный исторический момент не существует единой, устоявшейся точки зрения на обозначенную проблему. Одна из главных причин, декларируемых противниками частого Причащения, заключается в том, что современный человек «не достоин» приступать к столь Великому дару без длительной подготовки. Ущербность такой точки зрения обнаруживается в их уверенности, что человек может своими силами стать «достойным» Бога и основной фактор, способствующий этому, – количество времени, которое отводится на такую подготовку. Святой Иоанн Кассиан Римлянин в V веке говорил: «Мы не должны устраняться от Причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешными. Но еще более и более надобно поспешить к нему для уврачевания души и очищения духа, однако же с таким смирением духа и веры, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали более уврачевания наших ран. А иначе и однажды в год нельзя достойно принимать Причащение, как некоторые делают... оценивая достоинство, освящение и благотворность Небесных Таин так, что думают, будто принимать Их должны только святые и непорочные; а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они подлинно выказывают больше гордости, нежели смирения, как им кажется, потому что, когда принимают Их, считают себя достойными принятия Их. Гораздо правильнее было бы, если бы мы со смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Таин, в каждый воскресный день принимали Их для врачевания наших недугов, нежели... верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия Их». Такой подход к проблеме регулярности Причащения наиболее корректен. В любом случае каждым христианином этот вопрос должен решаться индивидуально со своим духовником. При отсутствии такого духовного наставника, нужно придерживаться общих рекомендаций, вытекающих из практики современной Церкви, и причащаться раз в три-четыре недели.
Некоторые правила принятия Святых Тайн
1. Ни священнослужитель, ни мирянин ни в коем случае не должен причащаться дважды в один и тот же день. 2. Диаконы не имеют право причащать верующих ни в коем случае. 3. 58-е правило VI Вселенского Собора гласит: «Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе Божественныя Тайны; дерзающий же на что-либо таковое, как поступающий противу чиноположения, на едину неделю да будет отлучен от общения церковнаго, вразумляяся тем не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати». 4. До семилетнего возраста младенцев причащают без положенного для взрослых приготовления. Если младенец мал настолько, что не может принять частицу Тела Господня, его причащают под одним видом – Крови. Это правило является причиной другого правила: младенцев не приобщают на Литургии Преждеосвященных Даров, когда в Чаше находится вино (45), не пресуществленное в Кровь Христову. 5. Младенец, крещенный мирянином «страха ради смертного», может быть причащен Святых Таин только после Миропомазания, совершенного православным священником. 6. Чтобы при Причащении младенца Святые Тайны были им проглочены, необходимо подносить его к Чаше на правой руке и лицом вверх и в таком положении причащать. Родителям надо внимательнейшим образом контролировать, чтобы младенец проглотил Дары! 7. Причащать заболевших детей, не достигших семи лет, на дому нельзя, так как чин Причащения больных запасными Дарами неприменим к детям указанного возраста. 8. Душевнобольных следует причащать под двумя видами – Тела и Крови Христовых, так как в правилах церковных противоположное не указано. 9. Супруги, имевшие во время говения супружеское общение, а также женщины в период очищения к Причастию не допускаются. 10. Причастники должны приступать к Святой Чаше чинно и в глубоком смирении, повторяя за священником произносимые им молитвы: «Верую, Господи...», «Вечери Твоея Тайныя...» и «Да не в суд...». 11. Перед тем как приступить к Чаше, надо сделать один земной поклон Господу Иисусу Христу, присутствующему тут же в Святых Тайнах, и после этого сложить крестообразно руки на груди так, чтобы правая рука была поверх левой.
| ||||
Категория: Евхаристия (Причастие) | Добавил: друзья (28.01.2015) | ||||
Просмотров: 1778 | |