Главная » Статьи » ТАИНСТВА ЦЕРКВИ » Соборование

ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ

Таинство елеосвящения (соборование)

 

соборование в Минске

 

В Елеосвящении при помазании больного освященным елеем призывается на него благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Это таинство еще называется соборованием, потому что для его совершения собирается несколько священников («собор»), хотя, по неообходимости, может совершать его и один священник. Это таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они «многих больных мазали маслом, и исцеляли» (Марк. 6:13). Особенно подробно говорит об этом таинстве апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся о нем, помазавши его елеем во имя Господа. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

 

 
Значение соборования

 

 

Соборование имеет большое значение для верующего. Вследствие греха человек утратил первозданную гармонию внутренней жизни, отношения с Богом и окружающим миром. Пришли скорби, болезни и сама смерть. Все это относится к последствиям греха. Болезни появляются в нашей жизни по разным причинам, но основание их в тленной природе человека. В священном Писании описано множество случаев исцеления Христом различных недугов и болезней. Но каждый раз Господь исцелял не только тело от болезни, но и самое важное – душу от неверия. Такие чудесные исцеления совершались так же апостолами и святыми. Еще в апостольские времена существовало особое таинство, которое имело название Елеосвящение или Соборование. В этом таинстве важно обратить внимание на то, что благодатное действие связано в первую очередь не с внешними обрядовыми действиями, а с верой человека принимающего участие в таинстве.

 

 
Символика соборования

 

Теперь вникнем в смысл знаменательных обрядов, которыми окружено святое таинство елеосвящения, да познаем безконечное милосердие Божие к нам, грешным, и величайшую любовь святой матери нашей Церкви к чадам своим.

  • Семь священников иногда призывает святая Церковь для совершения таинства елеосвящения над болящим христианином для того, чтобы чрез то воздать славу семи дарам Святого Духа и показать виру и усердие больного.
  • Для совершения таинства елей соединяется с красным вином по примеру милосердого самарянина, который возливал на раны больного вино и елей, как говорит о том в притче Христос Спаситель.
  • Семь свеч возжигается около елея в ознаменование благодатных действий семи даров Святого Духа.
  • Елей поставляется при таинстве большею частью в пшеницу, для научения больного той истине, что если постигнет его смергь, то он воскреснет в новом и нетленном теле, подобно как из зерна пшеничного вырастает новое растение.
  • Елей освящается знамением Креста, которое творит над ним священник, для того чтобы показать болящему, что таинство это освящается и совершается над ним силою Иисуса Христа, распятого на Кресте.
  • Больной помазуется освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и руках для того, чтобы низвести исцеляющую благодать Божию на душу и тело, и на все чувства и силы его.
  • Крестообразно помазуется освященным елеем больной в ознаменование того, что благодать Духа Святого низводится на него силою Креста Христова.
  • После последнего помазания елеем болящего возлагается на главу его Святое Евангелие. Этим изображается посещение болящего Самим Иисусом Христом во Святом Его Евангелии, которое повествует об исцелении Им болящих.
  • По окончании елеосвящения болящий, во свидетельство своего искреннего раскаяния во грехах и примирения с ближними, испрашивает у всех знаемых прощения себе.
  • Наконец, болящий лобызает Святой Крест во свидетельство своей твердой веры в заслуги Искупителя, распятого за грехи наши, и надежды на Его безконечное милосердие.

 

 
Проведение таинства Соборования

 

Во время совершения этого таинства семь раз читаются отрывки из посланий святых апостолов и евангельские тексты. Семь раз совершается помазание святым елеем и читается разрешительная молитва. Согласно текстам из Священного Писания в таинстве Соборования прощаются согрешения, но оно не должно заменять таинство покаяния. В современной практике Русской Православной Церкви Соборование совершается после Исповеди и Причастия. Не имеет оснований утверждение о том, что в таинстве Соборования могут быть прощены забытые согрешения, те, которые не были названы во время исповеди. Соборование не может восприниматься как дополнение к Исповеди. Вместе с этим не стоит воспринимать таинство как средство исцеления болезни, забывая о духовном его значении. Через наши болезни и страдания мы приобщаемся к страданиям Христа. Перенесение болезни способно избавить нас от духовной смерти и духовно нас укрепить.

Признаками таинственного, благодатного действия Соборования являются:

  1. Совершение Елеосвящения собором пресвитеров;
  2. Молитва веры над болящим, в присутствии его, а не заочно;
  3. Помазание больного елеем во имя Господне;
  4. Врачующее действие приписывается не елею, но молитве веры.

Благодатные действия таинства: спасение болящего (душевное и телесное), телесное исцеление — «восставит его Господь» и прощение грехов.

 

 
О приступающих к таинству Елеосвящения

 

К таинству елеопомазания могут приступать при определенных условиях все христиане православного исповедания, достигшие семи лет. При этом они не обязательно должны быть подвержены телесным или душевным болезням. Ведь такое духовное состояние, как уныние, скорбь или отчаяние, может стать следствием нераскаянных грехов, не осознаваемых самим человеком. Поэтому Соборование может совершаться и над физически здоровыми, но подверженными таким состояниям людьми. Есть традиции совершения общего соборования и над больными, и над здоровыми людьми на Крестопоклонной (71) или на Страстной  (72) седмице в нáвечерии Великого Четверга или Великой Субботы.

Таким образом, при определенных обстоятельствах к таинству елеосвящения рекомендуется приступать всем христианам.

1. Болящим. Упоминаемое выше послание апостола Иакова – первый призыв прибегать к таинству елеосвящения – адресовано тому, кто «болит в вас». Это естественно, потому что цель совершения таинства – исцеление от физических и душевных недугов. Свидетельство этого встречаем у Виктора, пресвитера Антиохийского (V в.), который пишет: «Елей при помазании означает милость Божию и исцеление болезни и просвещение сердца. И все это творит молитва, елей же – символ сего». А в исповедании Митрофана Критопуло есть такие строки: «Называется же это Молитвомаслие не последним помазанием; ибо мы ожидаем не смерти болящего и не ради этого приходим, но имея благие надежды на выздоровление его, пользуемся этим таинством и таинственным священнодействием, прося Бога об исцелении его и ради скорого отгнания болезни. И посему не однажды, но часто в жизни приходится пользоваться им: и сколь часто болеем, столь часто пользуемся им».

2. Здоровым физически. Совершение таинства елеопомазания над здоровыми людьми засвидетельствовано литургическими памятниками начиная с X века. В них говорится, что наряду с больным, над которым совершали маслособорование, помазывались елеем и его домочадцы. Помимо «попутного» помазания здоровых, в Греческой Церкви совершали таинство и нарочито над ними. Иерусалимский устав предписывал прохождение чина Елеосвящения в равной мере «здоровому и болящему». Кроме того, что Соборование совершалось над отдельными лицами, производилось общее маслопомазание в определенные дни года. С XVII века на Руси совершалось общее елеосвящение над здоровыми во всех кафедральных соборах и монастырях. Но уже к концу XVIII века оно совершалось только в Московском Успенском соборе, в Троице-Сергиевой Лавре, некоторых других монастырях и городах. Сейчас такое общее Соборование совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице и в нáвечерия Великого Четвертка или Великой Субботы. Для совершения Елеосвящения над физически здоровыми людьми в остальные дни следует получать благословение епархиального архиерея. Таинство над здоровыми людьми совершается в храме.

 

 
Таинство не совершается:

 

1) над больными, находящимися в бессознательном состоянии;

2) над буйными психическими больными;

3) священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой.

 

 
О месте и времени совершения таинства

 

 

Совершается таинство елеосвящения в православных храмах, а при необходимости в доме больного или в помещении больницы. Временем его совершения может быть любой день церковного года и всякое время дня и ночи. В случае смертельной опасности для больного таинство должно совершаться священником незамедлительно. Когда соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается последование о исповéдании, затем елеосвящение и, наконец, Причащение Святых Тайн.

Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Сейчас широко практикуется совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием и одним елеем.

В случае смертельной опасности, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения, и если больной еще не потерял сознания, над ним совершается таинство елеосвящения. Оно считается совершенным, если священник, по освящении елея, успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в последовании части тела. При отсутствии смертельной опасности для больного таинство елеосвящения с Причащением Святых Христовых Тайн не соединяют, хотя предварительная исповедь при этом желательна.

 

 
Суеверия, связанные с таинством Елеосвящения

 

К сожалению, с таинством елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному воздействию Божьей благодати. Такие суеверы боятся Соборования, считая, что это «последнее таинство» и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Но сроки жизни любого человека зависят только от воли любящего его Небесного Отца, Который нередко посылает ему телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность.

Почти повсеместно утвердившаяся в XVIII-XIX веках практика соборования только умирающих в корне неверна и не соответствует пониманию таинства в древней Церкви. Поэтому прибегать к Соборованию можно всем (начиная с семи лет) в любой болезни. Православный писатель XIX века Е. Поселянин писал о том, кому еще можно и нужно собороваться: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, – я могу прибегать к Соборованию».

К суевериям, связанным с елеосвящением, относятся и фантазии, которые, по слову апостола Павла, нельзя принимать ни в коем случае: «Негодных    бабьих басен отвращайся» (1 Тим. 4; 7). Это «мнения», что выздоровевшему после елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т.п. Эти баснословия подрывают веру в благодатную силу таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей.

 

Надо отметить еще и то, что елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно, оказывая прибегающему к нему человеку благодатную помощь, вовсе не отменяет употребления лекарственных средств, данных Господом для исцеления болезней. Поэтому к «благочестивому» совету «не принимать лекарства» после совершенного над больным таинства, прислушиваться не стоит.

В некоторых местах существует практика омовения (то есть смывания) святого елея, который нанесли на члены больного во время совершения таинства елеосвящения. Такие действия также не имеют под собой никакого канонического основания.

К ряду обычаев, не находящих подтверждения в практике древней Церкви, нужно отнести и такой, когда освященный елей возливается на тело скончавшегося вскоре после Соборования человека. Но помазывать елеем нужно не мертвых, а живых, поэтому родственникам почившего необходимо отказываться от подобных обрядов.

Категория: Соборование | Добавил: друзья (28.01.2015)
Просмотров: 1853 | Теги: таинства Церкви, елеосвящение, соборование
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map