Главная » Статьи » ТАИНСТВА ЦЕРКВИ » Исповедь |
Таинство исповеди
Покаяние называют вторым крещением, потому что оно смывает с человека скверну грехов, совершенных после крещения. В этом таинстве верующий исповедует, свои согрешения и получает через священника, как свидетеля исповеди, прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Власть прощать грехи дал Сам Господь Иисус Христос, который сказал апостолам, а в их лице и продолжателям их дела, епископам и священникам:«Приимите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23). Получив на это власть от Господа, Апостолы повсеместно совершали таинство покаяния, как читаем об этом в книге Деяний: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19:18).
Исповедь - что это такое
Несмотря на богатые и разнообразные дары благодати, принятые в Миропомазании и Евхаристии, сила греховных навыков, козни диавола и зло мира оказывают сильное давление на новую жизнь христианина. И после Крещения в душе остается склонность к греху, в теле — болезни и смерть. Христианин снова становится рабом греха, который удаляет его от Бога. Поэтому необходимо такое средство, которое бы помогало очищать человека от грехов и воссоединять его с Богом. Таким средством служит Таинство Покаяния.
Слово о покаянии было первым словом Евангельской проповеди: покайтесь и веруйте в Евангелие, убеждал Иисус Христос современников в Галилее, требуя этого от всех, вступающих в Его благодатное царство.
Иисус Христос вместе с проповедью о покаянии даровал Апостолам, а в их лице и преемникам Апостольского служения, власть вязать и разрешать грехи приносящих покаяние, смотря по их нравственному состоянию. Так учреждено таинство покаяния. Апостолы, во имя данной им от Господа власти вязать и разрешать грехи, действительно разрешали грехи кающихся, а явных грешников, преданных сознательно порокам, исключали из общества до тех пор, пока они не приносили искреннего раскаяния в своих грехах; после этого кающиеся могли быть приняты снова в общество верующих через публичное покаяние и торжественно допущены к алтарю Господню, к таинству Евхаристии, как торжественному примирению с Богом и возвращению в недра церкви. Видимые действия таинства исповеди: устное исповедание грехов со стороны кающегося, разрешение со стороны принимающего исповедание в грехах, возложение епитрахили на главу кающегося, чтение священником разрешительной молитвы.
Как подготовиться к исповеди
Господь проявлял особую отеческую любовь к тем, кто исповедовал грехи и оставлял злые дела свои. Внутренний ход истинного покаяния трогательно изображен Иисусом Христом в притче о блудном сыне (см. Л к. 15, 11—32). Чтобы получить прощение грехов, необходимо сожаление, сокрушение в своих грехах, сознание своей виновности пред Богом и своего недостоинства пред Ним; главное условие покаяния — это исправить свою жизнь, примириться со всеми людьми и надеяться на милосердие Божие. Глубокий образ самоосуждения и сокрушения во грехах своих дает нам мытарь, который, «стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику» (Лк. 18, 13). Особое благоволение Божие и прощение грехов кающийся получает за любовь к Богу и ближним (см. Лк. 7, 48; 1 Петр, 4, 8). Для искреннего покаяния, любви к Богу и ближним необходима глубокая вера в Христа Спасителя как Искупителя. «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян.10, 43). В некоторых случаях священник может налагать «епитимию» (это греческое слово означает «запрещение»); подразумевается запрещение приступать к Таинству Евхаристии на тот или иной срок, в зависимости от тяжести содеянного греха, глубины и искренности раскаяния. Это время дается для покаяния, для усердной молитвы, для совершения добрых дел. Епитимия имеет исправительный, воспитательный, врачебный характер, это враче вание грехов, преодоление греховных привычек и пороков. Таинство Покаяния повторяется неоднократно. Церковь учит глубоко верить в неисчерпаемость Божественного милосердия и чаще прибегать к его врачебной силе. Это таинство называется вторым крещением, крещением слезами. Это своего рода баня для очищения совести. Как проходит исповедь
Рассмотрим, при каких обрядах совершается исповедь. На аналой полагается святой Крест и Евангелие; зажигается свеча. Подходит кающийся, совершает три поклона. Крест и Евангелие, находящиеся на аналое, означают, что здесь невидимо присутствует Сам Господь. В Евангелии Он призывает всех к покаянию, а на Кресте Он пострадал за наши Грехи; Сам Господь принимает исповедь, Сам прощает грехи кающемуся. Сам Господь, как всеведущий, обличает его грехи. Священник же является только свидетелем. Кающийся исповедует, открывает, рассказывает всс свои грехи не священнику, а Самому Богу. Пред ним стоит Сам Христос-Спаситель и выслушивает его грехи. Ни бояться, ни стыдиться священника не нужно. Открывая Богу на исповеди свою душу, кающийся должен представлять, как будто он предстоит перед Господом, — каяться так, как бы вы каялись пред смертью, чтобы немедленно предстать на суд Божий, — не скрывать и не утаивать ничего пред этим великим чудом, какое здесь совершается. Священник связывает грешника, как человек, на земле, а Христос Спаситель, как Бог, в то же время связывает его на небе. Священник, как человек, разрешает и прощает кающемуся грехи на земле, а Христос Спаситель, как Бог, в то же время прощает грехи на небе. Горящая свеча пред святым Крестом и Евангелием означает торжество и радость христианской Церкви, с которыми она принимает под свое покровительство кающегося грешника, — означает возведение кающегося из тьмы смрадной, греховной к свету истины, чистоты, невинности и блаженства. Кающийся с глубоким сокрушением и смирением совершает поклоны.
Опыт построения исповеди
Духовный отец подводит хотящего исповедаться к иконе Господа нашего Иисуса Христа. Здесь икона имеет символическое значение. Церковь, устами священника, указывает на икону, изображающую "невидимо предстоящего Христа, приемлющего исповедание" кающегося. Священник, говорит о себе, что он есть лишь свидетель: "внемли убо: понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцлен отъидеши". Исповедь сравнивается, символически, с врачеванием и потому, что при лечении обыкновенно, высказывают врачу о болезни своей правдиво, отвечают искренно и объясняют сокровенное; так и при исцелении духовном сердце истинно сокрушенное не скрывает ран, причиненных грехом. Кающийся, сознавая, что "отдел своих несть пластыря приложит" (своему гибельному духовному состоянию), "ни обвязания", прибегает к единому Спасителю и Господу. Духовный отец приводит исповедующегося неоткровенна, т.е. с открытым лицом. Этим выражается состояние искренно кающегося, который не должен прикрываться, оправдываться и утаивать чего-либо пред отцом духовным, как свидетелем Христовым и служителем Бога кающихся, — слугой Самого Искупителя, внемлющего грехи мира. Сложив руки к груди, с поникшею головою, в знак своего глубокого смирения, благоговения и недостоинства, кающийся открывает все свои грехи духовному отцу, как они есть, ничего не скрывая и не утаивая, — рассказывает все свои грехи, с глубоким сокрушением, с живой верою в Господа Иисуса Христа и крепкой надеждой на милосердие Божие, — с твердым намерением не повторять тех грехов, в которых раскаивается. Когда кающимся исповедано будет все обременяющее совесть его, то духовник говорит ему: "от сих всех должен еси блюстись, понеже вторым крещением крещаеишея по таинству христианскому, и положиши начали благое Ногу помогающу ти; и став на колени ныне преклони главу твою и приложи руце к груди твоей и помолись к Господу". Крестообразное сложение рук на груди выражает сердечное сокрушение пред Господом и означает решимость на преломление воли своей или распинание ветхого в себе человека, а также самопредание Спасителю, за нас предавшемуся на распятие. Преклонение главы выражает покорностъ воле Господа своего, Которому прощенный Им, примиренный с Богом отдает себя в собственность всецело. Разрешая покаявшегося от исповеданных грехов по власти от Спасителя дайной, иерей возлагает на главу иеповедиика епитрахиль и руку свою, осеняя Крестным знамением, разрешающим вину греховную. Епитрахиль означает Христово иго, которому подчиняется разрешаемый; покрытие епитрахилью выражает, что грехи покаявшегося покрываются милосердием Искупителя. Покрывая нас епитрахилью, сам духовник символизирует собой покров Единого Ходатая и Спасителя. Покаявшийся и разрешенный повергается, после того, пред святым Евангелием и святым Крестом, чрез целование которых обязуется жить по воле Спасителя, сочетаваясь с Ним, как при первом вступлении своем в Церковь. Сила святого крещения восстанавливается покаянием, составляющим с крещением одно целое, как и в самом крещении совершается оставление грехов по сказанному: "исповедую едино крещение, во оставление грехов".
Что требуется для совершения Исповеди
Исповедание согрешений перед священнослужителем, после чего священник читает молитву и во имя Пресвятой Троицы отпускает грехи кающемуся. Накануне исповеди прочитываются каноны и молитвы для подготовки к таинствам Исповеди и Святого Причастия. Для получения прощения грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное их исповедание, т.е. произнесение их вслух, с твердым намерением исправить свою жизнь. Приступая к таинству Покаяния, надо понимать, что здесь важно не только осознание своей греховности, но необходимо еще и настроить свою волю к исправлению. Приступающий к таинству покаяния готовит себя к нему так называемым говеньем, т.е. молитвенным подвигом, постом с целью осознания своей греховности и необходимостью обдумать путь к исправлению. Подходя к исповеди, кающийся делает перед аналоем поклон и целует лежащие на аналое крест и евангелие. Говорить надо откровенно, не затемняя неприглядности грехов общими выражениями (например, «во всем грешен» или «грешен против 7-й заповеди»). Исповедуясь, необходимо избегать самооправдания и попыток привести «смягчающие обстоятельства,» как, напр., ссылки на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это происходит от самолюбия и ложного стыда. В таинстве Покаяния навстречу кающемуся идет милость Божия, свидетельствующая устами пастыря-духовника, что Небесный Отец не отвергает идущего к Нему, как не отверг Он блудного сына и покаявшегося мытаря. Свидетельство это заключается в особых разрешительных словах, произносимых священником над кающимся.
Епитимьи
Епитимья (греч. эпитимион – наказание по закону) – добровольное исполнение кающимся – в качестве нравственно-исправительной меры – тех или иных дел благочестия (продолжительная молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т. п.). Епитимья назначается духовником и не имеет значения наказания или карательной меры, не подразумевая лишения каких бы то ни было прав члена Церкви. Являясь лишь «врачевством духовным», назначается с целью искоренения навыков греха. Это урок, упражнение, которое приучает к духовному подвигу и рождает стремление к нему. Подвиги молитвы и добрых дел, назначаемые в качестве епитимьи, должны быть по сути своей прямо противоположны тому греху, за который они назначены: например, подверженному страсти сребролюбия назначаются дела милосердия; человеку невоздержанному назначается пост сверх положенного для всех; рассеянному и увлекающемуся мирскими удовольствиями – более частое хождение в храм, чтение Священного Писания, усиленная домашняя молитва и тому подобное. Святитель Иоанн Златоуст так говорит о делах, способствующих исправлению: «Покаянием я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но еще более то, чтобы делать добрые дела. "Сотворите, – говорит Иоанн (Предтеча Христов), – плоды достойны покаяния". Как же нам сотворить их? Поступая напротив. Например, ты похищал чужое? – Впредь давай и свое. Долгое время любодействовал? Теперь воздерживайся от общения со своей женой в известные дни и привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил кого? Впредь благословляй обижающих тебя... Ибо для исцеления нашего недовольно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить лекарство к ране. Ты прежде предавался сластолюбию и пьянству? Теперь постись и пей одну воду, ибо сказано: "уклонись от зла и сотвори благо" (Пс. 33; 15)». Возможные виды епитимьи: 1) поклоны во время богослужения или чтения домашнего молитвенного правила; 2) молитва Иисусова; 3) вставание на полунощницу (52); 4) духовное чтение (Акафисты, Жития святых и др.); 5) сугубый пост; 6) воздержание от супружеского общения; 7) милостыня и др. К епитимье нужно относиться как к воле Божьей, высказанной через священника, принимая ее к обязательному исполнению. Епитимья должна быть ограничена точными временными рамками (обычно 40 дней) и исполняться, по возможности, по твердому распорядку. Если кающийся по тем или иным причинам не может исполнить епитимью, то он должен обратиться за благословением, как поступать в этом случае, к тому священнику, который ее наложил. Если грех совершался против ближнего, то необходимое условие, которое должно быть соблюдено перед выполнением епитимьи – это примирение с тем, кого обидел кающийся. Над человеком, исполнившим данную ему епитимью, священником, наложившим ее, должна быть прочитана особая разрешительная молитва, называемая молитвой над разрешаемым от запрещения.
Детская исповедь
Согласно правилам Православной Церкви, дети должны начинать исповедоваться с семилетнего возраста, так как они к этому времени уже становятся способными отвечать пред Богом за свои поступки и бороться со своими грехами. В зависимости от степени развития ребенка, его можно приводить к исповеди как немного раньше, так и немного позже указанного срока, посоветовавшись на данную тему со священником. Чинопоследование исповеди для детей и подростков ничем не отличается от обычного, но священник, естественно, учитывает возраст приходящих к таинству и делает определенные коррективы, общаясь с такими исповедниками. Причащение детей и подростков, как и взрослых, должно совершаться натощак. Но если по состоянию здоровья ребенку необходимо принять пищу с утра, Причастие по благословению священника может быть ему преподано. Родителям лишь не следует сознательно и беспричинно нарушать правило о Причащении натощак, поскольку такими действиями можно оскорбить святость этого великого таинства и оно будет «в суд и осуждение» (в первую очередь родителям, потворствующим беззаконию). Подросткам нельзя приходить к исповеди с большим опозданием. Такое нарушение недопустимо и может привести к отказу причастить опоздавшего в случае неоднократного повторения этого согрешения. Исповедь детей и подростков должна давать такие же плоды, как и при покаянии взрослого человека: кающийся должен впредь не совершать исповеданные грехи или, по меньшей мере, всеми силами пытаться этого не делать. Кроме этого, ребенок должен стараться творить добрые дела, добровольно помогая родителям и близким, ухаживая за младшими братьями и сестрами. Родители должны формировать сознательное отношение ребенка к исповеди, исключая, по возможности, начетническое, потребительское отношение к ней и к своему Небесному Отцу. Категорически неприемлемым для взаимоотношений ребенка с Богом является принцип, выражаемый незамысловатой формулой: «Ты – мне, я – тебе». Ребенка нельзя призывать «угождать» Богу затем, чтобы получить от Него какие-то блага. Надо пробуждать в детской душе лучшие ее чувства: искреннюю любовь к Тому, кто достоин такой любви; преданность Ему; естественное отвращение ко всякой нечистоте. Детям бывают свойственны порочные наклонности, которые необходимо искоренять. К ним относятся такие грехи, как издевательство и насмешки (особенно в компании сверстников) над слабыми и увечными; мелкая ложь, в которую может перерасти укоренившаяся привычка к пустым фантазиям; жестокость по отношению к животным; присвоение чужих вещей, кривляние, лень, грубость и сквернословие. Все это должно стать предметом пристального внимания родителей, которые призваны к каждодневному кропотливому труду воспитания маленького христианина.
Исповедь и Причащение тяжкоболящего на дому
В тот момент, когда жизнь православного христианина приближается к закату и он лежит на смертном одре, очень важно, чтобы родственники, несмотря на тяжкие обстоятельства, часто этому сопутствующие, смогли пригласить к нему священника для напутствования его в Жизнь Вечную. Если умирающий сможет принести последнее покаяние и Господь даст ему возможность причаститься, то эта милость Божья сильно повлияет на его посмертную участь. Родственникам надо иметь это в виду не только тогда, когда больной – церковный человек, но и если умирающий всю свою жизнь был маловерующим. Последняя болезнь сильно изменяет человека, и Господь может коснуться его сердца уже на смертном ложе. Иногда таким образом Христос призывает даже преступников и хулителей! Вспомните благоразумного разбойника, распятого на кресте рядом со Спасителем и там исповедавшего свою удивительную веру, открывшую ему дверь в Рай. Господь до последнего момента ждет покаяния и «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2; 4). Поэтому при малейшей возможности к этому, родственникам необходимо помочь болящему сделать этот шаг навстречу призывающему Христу и покаяться в совершенных прегрешениях. Обычно священника вызывают на дом заблаговременно, обратившись «за свечной ящик», где должны записать координаты больного, назначив, если это возможно, сразу время будущего посещения. Больного надо психологически приготовить к приходу батюшки, настроить на подготовку к исповеди, насколько это позволит его физическое состояние. Когда священник придет, больному нужно, если есть на это силы, попросить у него благословение. Родные больного могут находиться у его постели и принимать участие в молитвах вплоть до начала исповеди, когда они, естественно, должны будут удалиться. Но после прочтения разрешительной молитвы они могут вновь войти и молиться за причастника. Чин исповеди больных на дому отличается от обычного и помещен в 14-й главе Требника под названием «Чин, егдá случится вскоре вельми больному дати причастие». Если больной знает наизусть молитвы ко Причащению и способен их повторять, то пусть делает это вслед за священником, читающим их отдельными фразами. Для принятия Святых Тайн больного надо устроить на кровати так, чтобы он не поперхнулся, лучше полулежа. После Причастия больной, если может, сам читает благодарственные молитвы. Затем священник произносит отпýст и дает Крест для целования причастнику и всем присутствующим. Если у родных больного есть желание и если это позволяет состояние причастника, то они могут пригласить священника за стол и еще раз уяснить в беседе с ним, как необходимо вести себя у постели тяжкоболящего, что предпочтительно с ним обсуждать, как поддерживать его в этой ситуации.
С каким духовным расположением нужно идти на Исповедь
С искренним раскаянием и сокрушенным сердцем, с чувством прощения всех, согрешивших против нас. Знак принятого Богом покаяния — это чувства умиротворения, легкости и радости, которые испытывает человек после исповеди.
Условия, при которых исповедник получает отпущение грехов
Покаяние – это не просто словесное исповедание грехов перед священником. Это духовное делание кающегося, направленное на то, чтобы получить Божественное прощение, уничтожающее грех и его последствия. Это возможно при условии, что исповедник 1) сокрушается о своих грехах; 2) твердо намерен исправить свою жизнь; 3) имеет несомненную надежду на милосердие Христа. Сокрушение о грехах. В определенный момент своего духовного развития человек начинает чувствовать тяжесть греха, его неестественность и пагубность для души. Реакцией на это становится скорбь сердца и сокрушение о своих грехах. «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7; 10), – свидетельствует апостол Павел. Эти слова означают буквально то, что наша печаль о своих грехах, прогневляющих Бога, приводит нас ко спасению. Но это сокрушение кающегося должно проистекать не столько из страха наказания за грехи, сколько из любви к Богу, которого он оскорбил своей неблагодарностью. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Когда согрешаешь ты, плачь и стенай не о том, что будешь наказан: это еще не важно, – но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который столько благ, столько тебя любит; столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в этом состоит исповедание». То есть главным условием для примирения человека с Богом является, по учению св. Иоанна Златоуста, не боязнь наказания, а любовь к Богу. Намерение исправить свою жизнь. Твердое намерение исправить свою жизнь является необходимым условием для получения прощения грехов. «И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив», (Иезек. 33; 19), – говорит пророк. Раскаяние же только на словах, без внутреннего желания исправить свою жизнь ведет к еще большему осуждению. «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6; 4-6). Святитель Василий Великий рассуждает об этом же следующим образом: «Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, "обрел грех свой и возненавидел". Какую пользу принесет больному попечение врача, когда страждущий болезнью крепко держится того, что разрушительно для жизни? Так никакой пользы от прощения неправд делающему еще неправду, и от извинения в распутстве – продолжающему жить распутно».
Знак совершенного покаяния выражается в чувстве легкости, чистоты и неизъяснимой радости, когда исповеданный грех кажется уже просто невозможен. | ||||
Категория: Исповедь | Добавил: друзья (28.01.2015) | ||||
Просмотров: 1101 | |