Главная » Статьи » ТАИНСТВА ЦЕРКВИ » Крещение

КРЕЩЕНИЕ

Таинство крещения

 

крестные

 

 
Крещение - что это

 

Крещение – это таинство, в котором крещаемый после ознакомления с христианскими догматами и основами веры при троекратном погружении в воду во имя трех Лиц святой Торицы: Отца, Сына и Святого Духа, получает очищение от своих грехов и возрождается в новую жизнь духовную и обновленную Духом Святым.

 

О таинстве крещения Иисус Христос заповедал святым Апостолам так: «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Апостолы в точности исполнили эту заповедь, когда, проповедуя Евангелие, крестили уверовавших во Христа во имя Триединого Бога. Сам образ совершения этого таинства высказан в следующих словах самого Иисуса Христа: «если кто не родится водой и Духом, не может войти в царство Божие». Поэтому крещение совершалось и сейчас совершается над всеми вступающими в Церковь Христову через погружение в воду во имя всесвятой Троицы. Видимую сторону таинства крещения составляют: а) освящаемая особенным священнодействием простая, чистая вода, как исключительное и неизменное вещество для таинства, как превосходнейший из элементов, частью потому, что при сотворении мира вода была седалищем Святого Духа б) троекратное погружение крещаемого в воду и в) слова, произносимые при этом погружении: «крещается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Святые отцы церкви говорят о том, что человек проходит через три рождения. Первое рождение – телесное, приведение человека из небытия в бытие. Второе – наше духовное возрождение в таинстве крещения. И к третьему рождению относится будущее воскресение из мертвых. Само крещение изображает смерть Христа и Его тридневное воскресение. Это изображает троекратное погружение в воду. Предварительное изучение основ Христианства перед проведением крещения называется оглашением. Крещение младенцев производится по вере родителей и восприемников.

 

 
Происхождение Крещения

 

Сам по себе обряд Крещения имеет давнюю историю, корнями своими уходящую в ветхозаветные времена. Иисусом Христом оно было принято от Крестителя Иоанна. В Евангелии об этом говорится так: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня, я недостоин носить обувь Его, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем... Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну — креститься от него».

Крещение было и остается первым Таинством Церкви, оно является прообразом Крестной смерти Христа и Его Воскресения. Обряд Крещения очень важен для православного и состоит в троекратном погружении в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа. В таинстве Крещения наитием Святого Духа крещасмый освобождается от первородного греха и входит в более тесную связь со своим Ангелом-Хранителем.

Русское название Таинства — крещение — свидетельствует, сколь глубоко осмыслен в нем момент приобщения к Церкви как акт принятия на себя христианином креста, во исполнение слов Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Раньше, как только ребенок появлялся на свет, священник в первый день читал у постели молодой матери три молитвы.

Крестить ребенка несли в церковь в ближайшие после родов воскресные дни. При этом имя ребенку давал, как правило, сам священник — по святцам, то есть в честь того святого, память ко-торого отмечалась или в самый день крещения, или в ближайший в нему.

Обычно отец новорожденного приглашал в кумовья (крестные отец и мать) кого-либо из родственников, а иногда и «первых встречных». Отказывать в таких случаях было не принято. Крещение совершается обычно в церкви или в помещении, которое называется «крещальня», — оно специально приспособлено для этого обряда. Как правило, таинство Крещения совершается священником. Но в некоторых случаях, когда того требует неотложная нужда, это может сделать и верующий христианин, мирянин. Однако спустя какое-то время завершить таинство должен все же священник. Мирской человек имеет право лишь три раза погрузить ребенка в воду с произнесением положенных слов, но не имеет права исполнять над ним весь обряд. В чем состоит таинство Крещения?

 

 
Как проходит крещение

 

Сотворяя молитвы и соблюдая обряды, священник трижды погружает крещаемого в купель с водой и произносит: «Крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В этот миг на крещаемого нисходит Святой Дух, очищая его от грехов. Он умирает для жизни плотской и возрождается для жизни духовной.

В Катехизисе говорится, что таинство — это священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать. Благодать в православии обретается через семь таинств: Крещение, Причащение, Миропомазание, Соборование, Таинство брака, Покаяние и Священство. Из перечисленных таинств три первых совершаются именно во время Крещения. Церковь учит: «Крещение очищает грешиика от всех его грехов — первородного и произвольных — и вводит в царство благодати Христовой. Миропомазание сообщает ему божественные силы для укрепления и возрастания его к благодатной жизни.

Евхаристия (Причащение) питает его божественной пищей и соединяет с самим источником благодати». Самому таинству Крещения предшествует ряд приготовительных обрядов, которые необходимо знать современному человеку. Перед совершением обряда Крещения священник в белых одеждах, или диакон, обходит с кадилом крещальню или храм, воскуряя благовония. Посреди крещальни стоит купель с водой и с горящими по краям тремя свечами. Первым у купели стоит священник, затем — крестный отец и крестная мать с крещаемым на руках. Когда Крещение принимают взрослые, то они становятся у купели за священником, перед восприемниками, а погружение в купель заменяется омовением их рук и головы водой из купели. Первой читается молитва на освящение воды, затем священник трижды крестит эту воду и трижды на нее крестоообразно дует, говоря после этого: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все сопротивныя силы». Освятив воду в купели, священник должен крестообразно помазать ее елеем, для чего оливковое масло тоже освящается им. Затем священник крестообразно помазует лоб, уши, грудь, кисти рук и стопы ног крещаемого елеем.

После этого совершается непосредственно таинство Крещения: повернув крещаемого лицом к востоку, священник погружает его трижды в купель со словами: «Крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». «Аминь» произносится после каждого вынимания ребенка из воды.

Вынув крещеного из купели, священник одевает его в белые одежды, заранее приготовленные восприемниками. В это же время на крещеного надевается нательный крест. Священник крестообразно выстригает у крещаемого пряди волос. Восприемники с ребенком обходят вокруг купели, после чего священник дает восприемникам и крещеному целовать крест. На этом обряд Крещения завершается. В церковные книги вносится запись о состоявшемся событии.

В церкви имя ребенка впервые произносится в первой молитве восьмого дня. Если имя родителя¬ми выбрано сразу, то молитва может быть прочи¬тана и ранее, даже в первый день. При этом ре¬бенка держат позади священника. Прочитав молитву в ознаменование наречения именем и осе¬нив малыша крестным знамением, священник кре¬стообразно поднимает его перед иконами.

 

 
 Последование таинства крещения

 

Само крещение состоит из особых, установленных священнодействий и обрядов. Перед началом крещения, во время оглашения священник три раза крестообразно дует на лицо крещаемого, что выражает собой отгнание от него нечистого духа и дается место в этом человеке Духу Святому. Далее знаменует его крестом трижды и возлагает руку на его голову, что причисляет его к воинам Христовым. Затем священник произносит ряд молитвословий и совершается отречение от дьявола, при этом крещаемый и крестные родители поворачиваются на запад. Запад это место видимой темноты, тьмы, в которой обитает дьявол. Отречение от дьявола является древней апостольской традицией. Далее происходит сочетание Христу. Само таинство крещения начинается освящением воды. Священнослужитель произносит молитвы, в которых испрашивается сошествие Святого Духа на воду для ее освящения. Непосредственно перед погружением в воду совершается помазание святым елеем, которое следует отличать от помазания святым миром, которое совершается после крещения.

 

Погружение в воду является самым важным действием. Существует традиция, согласно которой, после погружения в воду на новокрещеного одевается белая одежда в знак новой чистой жизни нового члена Церкви и конечно возлагается нательный крест.

 

Далее совершается обхождение вокруг купели. Это является выражением духовной радости. Кроме этого круг символизирует вечность, в которой человек соединяется с Богом. После этих действий священник переходит к совершению таинства миропомазания. В заключение совершается крестообразное пострижение волос. Этим выражается послушание Богу, которое в будущем будет исполнять новый член Церкви. Остриженные волосы так же изображают первую жертву приносимую Богу. Существует традиция одевать светлые белые одежды после совершения таинства, выражая радость и чистоту новой духовной, обновленной во Христе жизни нового члена Церкви.

После крещения следует принять участие в таинстве Причащения, в котором мы самым тесным образом соединяемся с Самим Богом, через вкушение Тела и Крови Христа

 

 
Место и время крещения

 

Современная практика совершения таинства крещения такова, что, большей частью, оно производится в храме, в той его части, которая для этого предназначена – в баптистерии. В некоторых местах есть отдельные крещальные храмы. В последнее время стала возрождаться и практика древней Церкви, заключающаяся в том, что массовое крещение совершали в естественных водоемах.

Тертуллиан   писал о раннехристианской практике совершения этого таинства так: «Поэтому нет никакой разницы, крестить ли в море или в пруду, в реке или в источнике, в озере или в бассейне. И нет различия между теми, кого Иоанн крестил в Иордане, а Петр в Тибре. Неужели тот евнух, которого Филипп крестил по пути в первой попавшейся воде, получил больше или меньше благодати? Следовательно, любая вода благодаря преимуществам своего происхождения получает таинство освящения, как только призывается Бог. Ибо тотчас же сходит с небес Дух и присутствует в водах, освящая их Собою, и они, освященные таким образом, впитывают силу освящения. Конечно, здесь есть сходство с обычным действием омовения, только вместо грязи мы покрыты грехами, которые и смываются водой».

В обычных жизненных обстоятельствах таинство крещения совершают епископы и священники Православной Церкви. В этом случае таинство будет совершаться в полном соответствии с описанным ниже чинопоследованием.

Но таинство крещения – единственное из семи таинств Православной Церкви, – которое при определенных обстоятельствах может совершить и диакон, и псаломщик, и мирянин, и даже женщина. Это может произойти в случае реальной угрозы жизни крещаемого (например, при опасной болезни ребенка). Но совершить крещение и в этом случае можно только соблюдя необходимые условия. Мирянин, который будет крестить в вышеописанных обстоятельствах, должен:

1) быть верующим христианином;

2) правильно произнести тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь»;

3) совершить три погружения крещаемого в воду в те моменты тайносовершительной молитвы, которые указаны во втором условии.

Если крещенный мирянином (при соблюдении трех условий) человек умирает, совершенное таинство считается действительным и это дает право поминать умершего за богослужением как полноправного члена Церкви Христовой. Если же он выздоравливает, то его Крещение должно быть дополнено совершением над ним таинства миропомазания.

Если Крещение было совершено неправильно, то есть не были соблюдены вышеприведенные условия, священник должен совершить таинства крещения и миропомазания по обычному чинопоследованию.

Если не известно, был ли человек крещен и нет возможности это узнать, то он может креститься вновь, хотя таинство крещения – неповторяемо. Если вдруг это окажется вторым крещением, то неведение крещенного не вменится ему в вину. В подобных сомнительных случаях Требник митрополита Петра Могилы предлагает добавлять в тайносовершительную формулу слова: «аще не крещен есть», хотя такого «условного» крещения древняя Церковь не знала.

Относительно времени Крещения значимым может служить замечание о необходимости совершать таинство до Литургии, чтобы крещенный мог причаститься Святых Тайн. Но эта практика распространения почти не имеет. Большей частью крещение совершается днем, а новокрещенный причащается либо на следующий день, либо в другое ближайшее время.

Что касается крещения младенцев, которых  по вере их родителей приносят в православный храм, то здесь нужно придерживаться многовековой практики Церкви. Она основывается на Канонических установлениях: уже упомянутого 124-го правила Карфагенского Собора и 84-го правила VI Вселенского Собора (680 г.), предписывающих не препятствовать крещению младенцев. Отцы Церкви также оставили прямые указания на необходимость их крещения: «У тебя есть младенец? – Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу» (Св. Григорий Богослов. «Слово на Крещение»).

 

 

 

Крещаемый (за исключением младенцев) должен хорошо знать молитву "Отче наш", "Символ веры".   То же относится и к крестным родителям крещаемого младенца.
Во многих храмах, в том числе и в нашем, в крещении могут отказать, если крестные родители не знают данных молитв.

 

 
Крестные родители - восприемники

 

Восприемник (греч. анадехуменос – поручитель за должника) – человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию, любви и другим добродетелям. На крестного ложится и часть ответственности за поступки его крестника.

Святой Иоанн Златоуст в одной из своих Огласительных бесед пространно разъясняет значение восприемничества: «Если хотите, обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность. Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник явится благоразумным, то поручителю облегчит бремя; если же станет неразумным, то ему большую опасность уготовит. Поэтому и некий мудрец, наставляет, говоря: "если поручишься, заботься, как обязанный заплатить" (Сир. 8; 16). Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь. И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и они станут соучастниками славы, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели; а если впадут в праздность, будет им многое осуждение».

Как уже отмечалось, необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но, по укоренившейся в России с XV века традиции, восприемников бывает двое: мужчина и женщина.

Во все продолжение таинства восприемники держат на руках своих крестных детей. После троекратного погружения младенца в купель восприемник (того же пола, что и младенец) должен вытереть тело ребенка чистой пеленкой или полотенцем. Кроме того, восприемник должен прочесть в соответствующий момент чинопоследования таинства Символ веры и дать ответы на вопросы священника об отречении от сатаны и о сочетании со Христом.

Когда ребенок достигнет сознательного возраста, восприемник должен будет объяснять ему основы Православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном состоянии.

Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться прежде всего не соображениями их высокого социального или имущественного статуса, а уверенностью в том, что будущие крестные, сами являясь верными чадами Православной Церкви, смогут выполнить те обязанности, которые налагает на них институт восприемничества.

Кто не может быть восприемником (крестным). По нормам Синодального периода Русской Церкви, «не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении, по своему нравственному поведению... Не бывшие у исповеди и святого Причастии 5-10 лет, конечно, по нерадению, не могут дать воспринимаемым от купели руководства и назидания в своей жизни, что вменяется в обязанность восприемникам».

На сегодняшний момент выделяются несколько категорий людей, которые не могут быть восприемниками конкретного человека по ряду критериев. Это и определенная степень родства, и монашеские обеты, данные лицом, которому хотят предложить стать восприемником ребенка либо взрослого человека.

Не могут быть восприемниками (крестными) следующие лица.

1. Монахи и монахини.

2. Родители для собственных детей.

3. Лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста) не могут крестить одного младенца, ибо при духовном родстве супружеская жизнь недопустима. При этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.

4. Неверующие.

5. Некрещеные.

6. Малолетние.

7. Психически ненормальные (душевнобольные) люди.

8. Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.

В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом. Отец и мать могут присутствовать на Крещении собственного ребенка. Но мать крещаемого может быть не допущена к участию в таинстве, если над ней не прочитана молитва 40-го дня.

Ниже приводятся две небольшие молитвы крестных о своих крестниках:

 

Молитва первая

 Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестнике (крестнице) моем (моей) (имена), сохрани его (ее) под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от него (нее) всякаго врага и супостата, отверзи ему (ей) уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцу его (ее).

 

 

Молитва вторая

Спаси, Господи, и помилуй крестника (крестницу) моего (мою) (имена) и просвети его (ее) светом разума Святаго Евангелия Твоего и настави его (ее) на стезю заповедей Твоих и научи его (ее), Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 
Молитвы 40-го дня

 

("жене родильнице по четыредесяти днех")

 

Христианским женам, сделавшимся матерями, Церковь запрещает до сорокового дня входить в храм и приступать к причащению Святых Таин. Основание для этого находим в евангельском свидетельстве о соблюдении закона об очищении Богоматерью, принесшей Младенца Иисуса в храм только на сороковой день (См.: Лк. 2; 22). 

 

Если в этот период мать тяжело болеет, то ее причащают Святых Таин независимо от этого предписания.

Обряды сорокового дня преследуют две цели.

1. Ввести родильницу по истечении сорокадневного срока очищения в храм с тем, чтобы она могла приступать к таинствам и участвовать в богослужении. Совершать обряд чтения очистительных молитв матери нужно в самом храме.

2. Подготовить младенца к участию в жизни Церкви, к первоначальному акту вхождения в нее через Святое Крещение. Совершается это, как уже отмечалось, по вере родителей или восприемников ребенка.

Чтение очистительных молитв и обряд воцерковления могут совершаться и позже сорокового дня по рождении ребенка или совмещаться с таинством крещения. О прочтении очистительной молитвы следуют обращаться к священнику.

 
Категория: Крещение | Добавил: друзья (27.01.2015)
Просмотров: 876 | Теги: таинства Церкви, Крещение
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map