Главная » Статьи » ТАИНСТВА ЦЕРКВИ » Венчание

ТАИНСТВО БРАКА

Таинство брака

 

Для благословения новой семьи Церковь установила таинство Брака. На этом таинстве жених и невеста обещают перед Богом хранить взаимную верность и любить друг друга. Священник же в особых молитвах испрашивает им благодать Божию для совместной жизни, для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брачный союз первоначально установлен был Самим Богом еще в Раю, потом утвержден был Господом и Спасителем нашим. По сотворении Адама и Евы, Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1:28). Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1:27). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт. 2:24), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19:4-6).

Апостол Павел Брак называет прямо тайной и притом великой: и указывает в нем образ союза Христа с церковью. Таинство Брака совершалось издревле под наблюдешем церкви и при ее благодатном благословении. Игнатий Богоносец, муж Апостольский пишет к святому Поликарпу, Епископу Смирнской церкви, что «те, кто вступают в Брак, должны вступать с согласия епископа, чтобы Брак был в Господе, а не по плоти». 

 

Вступление в Брак мужчины и женщины совершается видимым их обручением друг другу и венчанием.

 

 
Обручение

 

Обручение совершается в притворе храма или возле самого входа в храм. Для совершения обручения, как и для самого венчания на середину храма в предшествии возожжённой свечи выносятся крест и евангелие, которые полагаются на аналой, выражая то, что брак совершается в присутствии самого Христа. Священнослужитель благословляет жениха и невесту зажженные свечей трижды, показывая то, что для вхождения в брак необходима чистота жизни и в браке преподается свет благодати, при этом, зажженные свечи не даются второбрачным. Далее совершает каждение брачующихся. Вслед за этим начинается произнесение молитвословий и вручение колец, которые заранее освящаются на престоле. Кольца выражают вечность и непрерывность супружеского союза, как непрерывна и вечна благодать Святого Духа. Перемена колец указывает на согласие, которое должно царствовать между супругами.

 

 
Как совершается венчание

 

Любовь между мужчиной и женщиной часто рассматривается в Священном Писании. Брак установлен самим Богом. Первое чудо, которое совершил Спаситель – это чудо с вином на браке в Кане. Этим фактом выражается благословение Господа. Иногда приходится слышать высказывания о том, что брак не соответствует идеалам христианства. Эти утверждения противоречат христианскому представлению о браке и семейных отношениях. Церковь осуждает различные извращения, распущенность и плотские пороки, но половое общение мужчины и женщины благословлено Церковью и самим Богом.

 

 

Брак открывает возможность для взаимного духовного роста, достижения единства, единодушия и совершенствования супругов. Для этого необходимы: терпение, любовь, сострадание и духовный подвиг. В идеале брак не должен распадаться, как нерасторжим и вечен союз Христа и Церкви. Придавая такое значение христианскому браку, Церковь отрицательно относится к разводу. 

 

Перед венчанием совершается обручение. Само венчание обычно происходит в храме после Божественной Литургии. На головы супругов, вступающих в церковный брак, возлагаются венцы, которые являются символами царства и с другой стороны они символизируют мученичество. Во время венчания читается евангельский отрывок о присутствии Христа на браке в Кане. Этим выражается невидимое присутствие Христа в каждом христианском браке и Его благословение. Для Венчания необходимо иметь с собой:

  • Икона Спасителя и икона Божией Матери;
  • Обручальные кольца;
  • Две венчальные свечи;
  • Рушник (полотенце).

 

 
Какое символическое значение имеет брак

 

Святой Апостол Павел сравнивает брачные узы с узами Христа и Церкви. Муж подобно Христу, который является главой Церкви, должен быть главой жены. Как мужчина и женщина становятся одним целым в браке, также Христос, Сама Церковь и ее члены неотделимы друг от друга.

 

 
Церковно-канонические препятствия к браку

 

Православной Церковью четко определены причины, по которым таинство венчания совершаться не может. Они следующие.

1. Не допускается вступление в брак более трех раз.

2. Запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).

3. Церковный брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.

4. Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед венчанием.

5. Не венчают брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак – гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый брак.

6. Препятствием к совершению браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками.

7. Не венчается брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Но совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной Церкви, может считаться по их желанию в силе. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершать венчание не обязательно, так как их супружество освящено благодатью Крещения.

8. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.

Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными для регистрации гражданского брака условиями. Поэтому Церковь не принимает участия в выяснении этих обстоятельств, но требует от приходящих к таинству венчания свидетельство о государственной регистрации брака.

Отсутствие родительского благословения на венчание (особенно, когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать венчанию.

 

 
Дни, когда таинство Венчания не совершается

 

Венчание не совершается:

1) в течение всех четырех многодневных постов;

2) во время Сырной седмицы (масленицы);

3) на Светлой (Пасхальной) Седмице;

4) в период Святок: от Рождества Христова (7 января по н.ст.) до Крещения Господня (19 января по н.ст.);

5) накануне двунадесятых и великих праздников;

6) накануне постных дней – среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;

7) накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н.ст.);

8) накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября по н.ст.);

9) накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить таинство.

Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств.

 

 
Что надо сделать венчающимся перед таинством

 

Вопрос о конкретном месте проведения венчания для людей, являющихся постоянными прихожанами того или иного храма, не стоит. Конечно, таинство должно совершаться в «своем» храме; если духовник по какой-либо причине служит в другой церкви, то венчание может совершаться там. Не принадлежащим тому или иному приходу надо определиться с тем, где будет совершаться венчание. После того как выбор сделан, нужно решить некоторые организационные вопросы.

Во многих храмах существует предварительная запись, и проблему с ней надо решить заранее. Сделать это может любой родственник, присутствие жениха и невесты при этом не обязательно. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот вопрос с ним, иначе таинство будет совершать тот священник, «череда» [Череда – очередность служения треб приходскими священниками] которого выпадет в этот день.

С момента отделения Церкви от государства церковный брак не имеет гражданской юридической силы, поэтому венчание совершается над теми, кто зарегистрировал гражданский брак, это значит, что «расписаться» нужно до вашего прихода в храм. Если есть канонические препятствия к заключению брака, необходимо лично обратиться в канцелярию правящего архиерея или его викария. Он при положительном решении вашего вопроса поставит резолюцию, по которой венчание можно совершить в любом храме епархии.

Важнейший вопрос, который стоит перед желающей венчаться парой, – совместное Причащение перед совершением таинства брака. Эта традиция сохраняется с первых веков христианства, когда таинство венчания совершалось за Божественной литургией. Для подготовки к Причастию в день венчания надо выполнить несколько условий.

1. Поститься (то есть не употреблять мясную и молочную пищу, а если возможно, то и рыбу) в течение трех дней или, по крайней мере, в течение одного дня перед венчанием.

2. Ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи.

3. Если интимная жизнь до венчания уже имеет место, необходимо воздержаться от брачных отношений в течение трех дней, или сделать это хотя бы в последний день перед венчанием.

4. Очень желательно прочесть перед Причащением положенные молитвы: три канона (Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю) и Последование ко Святому Причащению.

Если выполнение этих условий по каким-либо причинам невозможно, нужно подойти к священнику и взять благословение на то, как в ваших жизненных обстоятельствах подготовиться к таинству.

За какое-то время до совершения венчания необходимо приготовить:

1) обручальные кольца, которые надо заранее отдать венчающему священнику или на свечной ящик;

2) так называемую венчальную пару икон:

    а) с изображением Спасителя;

    б) с изображением Божьей Матери;

3) венчальные свечи;

4) рушник (полотенце).

В день венчания жених и невеста должны прийти к началу Божественной литургии, где они будут молиться, исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Желательно присутствие за литургией друзей и родственников молодоженов, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания.

Невесте лучше надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно долго стоять. Перед венчанием необходимо выяснить, разрешают ли в данном храме делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой, чтобы исключить недоразумения.

Поскольку женщины за богослужением должны быть обязательно с покрытыми головами, невесте тоже необходимо иметь какой-нибудь головной убор. Кроме того, ей на время совершения таинства лучше обойтись без косметики (или с минимальным ее количеством) и излишних украшений. Венчающейся паре необходимо иметь нательные крестики.

Шаферы, присутствие которых во время венчания объясняется традицией, не есть лица, участвующие в таинстве сакраментально, как, к примеру, восприемники при крещении. Раньше оба шафера или, как их называли, «друзья жениха», были в соответствие с правилами церковного обихода одного пола – мужского. Тот факт, что сложившаяся на сегодняшний момент традиция предписывает шаферам держать венцы над женихом и невестой, не соответствует церковной практике. Это, большей частью, свидетельствует лишь о том, что жених или невеста боятся повредить прическу или головной убор венцами и поэтому считают неудобным надевать их себе на голову. Понятно, что такие мотивации новоиспеченной традиции к сути таинства никакого отношения не имеют. Если все-таки венчающиеся хотят, чтобы шаферы держали венцы над их головами, нужно хотя бы, чтобы они были православного вероисповедания.

 

 
Суеверия, связанные с таинством Венчания

 

С венчанием, так же, как и с таинством Елеосвящения, связано множество суеверий, но природа их несколько иная. Точнее говоря, природа их одна – языческие баснословия; просто «венчальные» предрассудки «посвежее», то есть некоторые их них возникли в не столь давний период.

К числу таких поверий относится то, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают несчастья, скорби в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено суеверие, которое с первых шагов новой семьи провоцирует ее членов к проявлению гордыни и к противлению воли Божьей. Оно заключается в том, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстилаемое полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Поэтому иногда даже на свадьбах более или менее воцерковленной молодежи можно видеть стремление невесты к тому, чтобы ее нога оказалась там первой.

Очередная басня гласит: чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет. Не остались в стороне и «филологи»: положив в основу своего «богословского мнения» сходное звучание корней разных слов, они убеждают, что нельзя венчаться в мае, «потом будешь всю жизнь маяться». Все эти языческие придумки обличают маловерие, неверие, дремучее невежество их последователей, да и просто нежелание мыслить.

 

 
Что надо помнить

 

 

«Мужья» - говорит апостол Павел, - «любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… любящий свою жену любит самого себя… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес. 5:22-23). Поэтому супруги обязаны хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность. Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага. Семья есть основа не только общества, но и Церкви Христовой. В здоровой семье формируются будущие члены общества и верующие благочестивые христиане.

 

Расторжимость брака Церковь дает согласие только в исключительных случаях, главным образом, когда он уже был осквернен прелюбодеянием или же разрушен обстоятельствами жизни (например, долголетним безвестным отсутствием одного из супругов). Вступление во второй брак, например, после смерти мужа или жены, допускается. Однако молитвы о второбрачных уже не столь торжественны и носят покаянный характер.

Категория: Венчание | Добавил: друзья (28.01.2015)
Просмотров: 687 | Теги: венчание, таинства Церкви, таинство брака
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map