Главная » Статьи » ТАИНСТВА ЦЕРКВИ » Венчание |
Таинство брака
Для благословения новой семьи Церковь установила таинство Брака. На этом таинстве жених и невеста обещают перед Богом хранить взаимную верность и любить друг друга. Священник же в особых молитвах испрашивает им благодать Божию для совместной жизни, для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брачный союз первоначально установлен был Самим Богом еще в Раю, потом утвержден был Господом и Спасителем нашим. По сотворении Адама и Евы, Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1:28). Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1:27). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт. 2:24), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19:4-6). Апостол Павел Брак называет прямо тайной и притом великой: и указывает в нем образ союза Христа с церковью. Таинство Брака совершалось издревле под наблюдешем церкви и при ее благодатном благословении. Игнатий Богоносец, муж Апостольский пишет к святому Поликарпу, Епископу Смирнской церкви, что «те, кто вступают в Брак, должны вступать с согласия епископа, чтобы Брак был в Господе, а не по плоти».
Вступление в Брак мужчины и женщины совершается видимым их обручением друг другу и венчанием.
Обручение
Обручение совершается в притворе храма или возле самого входа в храм. Для совершения обручения, как и для самого венчания на середину храма в предшествии возожжённой свечи выносятся крест и евангелие, которые полагаются на аналой, выражая то, что брак совершается в присутствии самого Христа. Священнослужитель благословляет жениха и невесту зажженные свечей трижды, показывая то, что для вхождения в брак необходима чистота жизни и в браке преподается свет благодати, при этом, зажженные свечи не даются второбрачным. Далее совершает каждение брачующихся. Вслед за этим начинается произнесение молитвословий и вручение колец, которые заранее освящаются на престоле. Кольца выражают вечность и непрерывность супружеского союза, как непрерывна и вечна благодать Святого Духа. Перемена колец указывает на согласие, которое должно царствовать между супругами.
Как совершается венчание
Любовь между мужчиной и женщиной часто рассматривается в Священном Писании. Брак установлен самим Богом. Первое чудо, которое совершил Спаситель – это чудо с вином на браке в Кане. Этим фактом выражается благословение Господа. Иногда приходится слышать высказывания о том, что брак не соответствует идеалам христианства. Эти утверждения противоречат христианскому представлению о браке и семейных отношениях. Церковь осуждает различные извращения, распущенность и плотские пороки, но половое общение мужчины и женщины благословлено Церковью и самим Богом.
Брак открывает возможность для взаимного духовного роста, достижения единства, единодушия и совершенствования супругов. Для этого необходимы: терпение, любовь, сострадание и духовный подвиг. В идеале брак не должен распадаться, как нерасторжим и вечен союз Христа и Церкви. Придавая такое значение христианскому браку, Церковь отрицательно относится к разводу.
Перед венчанием совершается обручение. Само венчание обычно происходит в храме после Божественной Литургии. На головы супругов, вступающих в церковный брак, возлагаются венцы, которые являются символами царства и с другой стороны они символизируют мученичество. Во время венчания читается евангельский отрывок о присутствии Христа на браке в Кане. Этим выражается невидимое присутствие Христа в каждом христианском браке и Его благословение. Для Венчания необходимо иметь с собой:
Какое символическое значение имеет брак
Святой Апостол Павел сравнивает брачные узы с узами Христа и Церкви. Муж подобно Христу, который является главой Церкви, должен быть главой жены. Как мужчина и женщина становятся одним целым в браке, также Христос, Сама Церковь и ее члены неотделимы друг от друга.
Церковно-канонические препятствия к браку
Православной Церковью четко определены причины, по которым таинство венчания совершаться не может. Они следующие. 1. Не допускается вступление в брак более трех раз. 2. Запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой). 3. Церковный брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами. 4. Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед венчанием. 5. Не венчают брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак – гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый брак. 6. Препятствием к совершению браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками. 7. Не венчается брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Но совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной Церкви, может считаться по их желанию в силе. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершать венчание не обязательно, так как их супружество освящено благодатью Крещения. 8. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения. Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными для регистрации гражданского брака условиями. Поэтому Церковь не принимает участия в выяснении этих обстоятельств, но требует от приходящих к таинству венчания свидетельство о государственной регистрации брака. Отсутствие родительского благословения на венчание (особенно, когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать венчанию.
Дни, когда таинство Венчания не совершается
Венчание не совершается: 1) в течение всех четырех многодневных постов; 2) во время Сырной седмицы (масленицы); 3) на Светлой (Пасхальной) Седмице; 4) в период Святок: от Рождества Христова (7 января по н.ст.) до Крещения Господня (19 января по н.ст.); 5) накануне двунадесятых и великих праздников; 6) накануне постных дней – среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года; 7) накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н.ст.); 8) накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября по н.ст.); 9) накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить таинство. Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств.
Что надо сделать венчающимся перед таинством
Вопрос о конкретном месте проведения венчания для людей, являющихся постоянными прихожанами того или иного храма, не стоит. Конечно, таинство должно совершаться в «своем» храме; если духовник по какой-либо причине служит в другой церкви, то венчание может совершаться там. Не принадлежащим тому или иному приходу надо определиться с тем, где будет совершаться венчание. После того как выбор сделан, нужно решить некоторые организационные вопросы. Во многих храмах существует предварительная запись, и проблему с ней надо решить заранее. Сделать это может любой родственник, присутствие жениха и невесты при этом не обязательно. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот вопрос с ним, иначе таинство будет совершать тот священник, «череда» [Череда – очередность служения треб приходскими священниками] которого выпадет в этот день. С момента отделения Церкви от государства церковный брак не имеет гражданской юридической силы, поэтому венчание совершается над теми, кто зарегистрировал гражданский брак, это значит, что «расписаться» нужно до вашего прихода в храм. Если есть канонические препятствия к заключению брака, необходимо лично обратиться в канцелярию правящего архиерея или его викария. Он при положительном решении вашего вопроса поставит резолюцию, по которой венчание можно совершить в любом храме епархии. Важнейший вопрос, который стоит перед желающей венчаться парой, – совместное Причащение перед совершением таинства брака. Эта традиция сохраняется с первых веков христианства, когда таинство венчания совершалось за Божественной литургией. Для подготовки к Причастию в день венчания надо выполнить несколько условий. 1. Поститься (то есть не употреблять мясную и молочную пищу, а если возможно, то и рыбу) в течение трех дней или, по крайней мере, в течение одного дня перед венчанием. 2. Ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи. 3. Если интимная жизнь до венчания уже имеет место, необходимо воздержаться от брачных отношений в течение трех дней, или сделать это хотя бы в последний день перед венчанием. 4. Очень желательно прочесть перед Причащением положенные молитвы: три канона (Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю) и Последование ко Святому Причащению. Если выполнение этих условий по каким-либо причинам невозможно, нужно подойти к священнику и взять благословение на то, как в ваших жизненных обстоятельствах подготовиться к таинству. За какое-то время до совершения венчания необходимо приготовить: 1) обручальные кольца, которые надо заранее отдать венчающему священнику или на свечной ящик; 2) так называемую венчальную пару икон: а) с изображением Спасителя; б) с изображением Божьей Матери; 3) венчальные свечи; 4) рушник (полотенце). В день венчания жених и невеста должны прийти к началу Божественной литургии, где они будут молиться, исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Желательно присутствие за литургией друзей и родственников молодоженов, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания. Невесте лучше надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно долго стоять. Перед венчанием необходимо выяснить, разрешают ли в данном храме делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой, чтобы исключить недоразумения. Поскольку женщины за богослужением должны быть обязательно с покрытыми головами, невесте тоже необходимо иметь какой-нибудь головной убор. Кроме того, ей на время совершения таинства лучше обойтись без косметики (или с минимальным ее количеством) и излишних украшений. Венчающейся паре необходимо иметь нательные крестики. Шаферы, присутствие которых во время венчания объясняется традицией, не есть лица, участвующие в таинстве сакраментально, как, к примеру, восприемники при крещении. Раньше оба шафера или, как их называли, «друзья жениха», были в соответствие с правилами церковного обихода одного пола – мужского. Тот факт, что сложившаяся на сегодняшний момент традиция предписывает шаферам держать венцы над женихом и невестой, не соответствует церковной практике. Это, большей частью, свидетельствует лишь о том, что жених или невеста боятся повредить прическу или головной убор венцами и поэтому считают неудобным надевать их себе на голову. Понятно, что такие мотивации новоиспеченной традиции к сути таинства никакого отношения не имеют. Если все-таки венчающиеся хотят, чтобы шаферы держали венцы над их головами, нужно хотя бы, чтобы они были православного вероисповедания.
Суеверия, связанные с таинством Венчания
С венчанием, так же, как и с таинством Елеосвящения, связано множество суеверий, но природа их несколько иная. Точнее говоря, природа их одна – языческие баснословия; просто «венчальные» предрассудки «посвежее», то есть некоторые их них возникли в не столь давний период. К числу таких поверий относится то, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают несчастья, скорби в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено суеверие, которое с первых шагов новой семьи провоцирует ее членов к проявлению гордыни и к противлению воли Божьей. Оно заключается в том, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстилаемое полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Поэтому иногда даже на свадьбах более или менее воцерковленной молодежи можно видеть стремление невесты к тому, чтобы ее нога оказалась там первой. Очередная басня гласит: чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет. Не остались в стороне и «филологи»: положив в основу своего «богословского мнения» сходное звучание корней разных слов, они убеждают, что нельзя венчаться в мае, «потом будешь всю жизнь маяться». Все эти языческие придумки обличают маловерие, неверие, дремучее невежество их последователей, да и просто нежелание мыслить.
Что надо помнить
| ||||
Категория: Венчание | Добавил: друзья (28.01.2015) | ||||
Просмотров: 687 | |